Нужно ли портфолио. JA Учебный центр. Раздел “Дополнительное образование”

Вы со всей ответственностью и серьезностью отнеслись к подготовке своего малыша к школе и вот ваш ребенок уже первоклассник. Ещё только начались первые школьные дни, и ребенок вам сообщает, что ему теперь нужно портфолио ученика начальной школы . Что ещё за портфолио? - недоумеваете вы. Ведь есть дневник! Не удивляйтесь, уважаемые родители, сегодня во многих школах кроме дневников для оценок требуется ещё и портфолио ученика, и этот документ ведется с самого первого класса. Да только купить портфолио как дневник в магазине нельзя. Его придется делать самостоятельно.

Естественно, ваш малыш не сможет сделать портфолио сам, так как он еще не умеет грамотно писать и читать, поэтому задача создания портфолио первоклассника ложится на плечи родителей. Что же представляет собой портфолио ученика начальной школы и как его правильно сделать?

Термин портфолио не новый, он пришел к нам из эпохи Ренессанса. Портфолио школьника стало модным в школах США в 1980 годах. К нам в Россию практика составления портфолио пришла с задержкой.

Что представляет собой портфолио ученика начальной школы?

Портфолио - альбом, папка или, другими словами, дневник достижений. Портфолио представляет собой личный дневник учащегося, в который он самостоятельно (а в начальной школе с помощью родителей) вносит свои достижения, результаты олимпиад, грамоты и другие творческие успехи.

Зачем ученику нужно портфолио?

На этот вопрос Министерство Образования отвечает следующим образом: «Портфолио необходимо школьнику для повышения самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, для развития стремления к самосовершенствованию, для совершенствования навыков самооценки».

Обязательно ли нужно портфолио?

Не все родители согласны с тем, что ребенка начальной школы кроме школьной программы нужно еще нагружать работой по формированию портфолио. Работа по заполнению листов портфолио учеников первого-второго класса - это часто дело родителей, поскольку ребенок ещё не может правильно заполнить папки и не умеет грамотно писать. Некоторые родители признаются, что им приходится «фильтровать» материал, который дети создают для своего портфолио, например, это относится к семье и личной жизни ребенка в целом. Некоторые родители ограничивают время ребенка, проводимое за компьютером при составлении портфолио, поясняя это тем, что не следует раньше времени губить ребенку зрение. Но всё равно, несмотря на некоторые отрицательные моменты, многие родители положительно относятся к ведению такого дневника.

Правильное оформление портфолио ученика начальной школы

Удобнее всего для хранения портфолио использовать большую папку со скоросшивателем. В прозрачные файлы вкладываются листы формата А4 и подшиваются в папку. Такие листы удобно заменить при необходимости или дополнить нужный раздел новой информацией.

План составления портфолио

Классный руководитель ученика предлагает план для составления портфолио (в некоторых школах такой план принимается на педсовете школы). Основные разделы портфолио в любом случае похожи.

Оформление титульного листа

На титульном листе указывают: фамилию, имя и отчество ученика, его класс и школу. Неплохо, если на титульном листе будет фотография ученика.

Раздел портфолио «Мой мир»

В этом разделе можно разместить следующую информацию:

· происхождение и значение моего имени;

· моя семья, мои родственники;

· мой город (село), мой край;

· мои друзья;

· моё хобби, моё творчество (сочинения, стихи, рисунки);

· моя школа.

Раздел портфолио «Учеба»

В этом разделе размещается сводка успеваемости ученика, интересные творческие работы по разным предметам, график роста скорости речи и т.д. Этот раздел фактически дублирует школьный дневник с оценками по предметам.

Раздел портфолио «Мероприятия и экскурсии»

В этом разделе собираются сведения об участии школьника во внеклассных мероприятиях, его отзывы о мероприятиях и экскурсиях.

Раздел «Отзывы и пожелания»

В этом разделе размещаются отзывы учителей о работе и творческой деятельности ученика. Рекомендации и советы педагогов для конкретного ребенка.

Ольга Ротару
Консультация для родителей «Для чего нужно портфолио дошкольника»

Для чего нужно портфолио дошкольника

Отношение к портфолио у родителей двоякое . Само слово «портфолио » вызывает у родителей некий страх . С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей.

С другой стороны, родители поддерживает наличие портфолио у детей . Они понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио нередко оказывает помощь взрослому, работающему с вашим ребенком. Узнав из портфолио , в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником , поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.

Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио ребенка , вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты, связанные с жизнью малыша : его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В дошкольном учреждении портфолио дополнят наиболее удачными рисунками, поделками и на выпускной утренник вы получите папку с достижениями ребенка.

Для чего же и кому нужно это Портфолио , если оно не имеет официальной силы и не требуется для поступления в ВУЗ или другое учебное заведение?

Прежде всего, оно необходимо самому ребёнку, для прослеживания динамики своих достижений. Так же сбор материала для портфолио приобщает ребёнка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своём ребёнке, позволяющий судить о его развитии.

Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде . При поступлении в начальную школу вы предоставите портфолио своему первому учителю. Исходя из данных, содержащихся в папке, учитель составит свое представление о ребенке и решит, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание - то есть к приходу дошкольника будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

Как составить портфолио дошкольника ?

Во-первых, требование представить портфолио дошкольника – вовсе не блажь , а новое веяние в системе образования, не лишенное здравого смысла. Портфолио нужно для того , чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог, учитель) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио , зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. При составлении портфолио нужно исходить из того , что это – своего рода визитная карточка ребенка, ознакомившись с которой, совершенно посторонний человек должен будет составить мнение о вашем ребенке, его уровне развития и способностях. Соответственно, главная задача родителя – постараться сделать так, чтобы это мнение оказалось правильным.

Структура портфолио дошкольника .

Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга.

Перед тем как начать формировать портфолио , определитесь – для чего оно нужно :

для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому- то направлению (например, в рисовании или спорте ) .

на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определённый период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д.).

тематическое портфолио ; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д. Но какое бы вы портфолио не выбрали существуют :

Обязательные страницы :

Общие данные ребенка. (ФИО, дата рождения, город)

«Познакомьтесь со мной» (фото, можно составить небольшую автобиографию)

«Я расту» (таблица роста и веса)

«Я в детском саду» (фото с праздников и развлечений в д/саду)

«Моя семья» (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка, или же можно просто разместить условное генеалогическое древо)

«Вот что я люблю» (хобби ребенка)

«Чем могу помочь» (список поручений, которые можно доверить ребенку)

«Мои любимые книги» (перечисление любимых авторов и произведений)

«Мои путешествия» (фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов)

«Я мечтаю» (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе)

«Золотые ручки» (в этом разделе содержаться работы детей или фотографии поделок; прописывается дата, тема работы)

«Мои друзья» (фото или рисунки друзей)

«Мои спортивные достижения «(спортивные награды , фото со спортивных мероприятий , в которых участвовал ребенок)

«Мои награды» (можно включить награды, не вошедшие в другие разделы)

«Скоро в школу!» (например, диплом об окончании детского сада, выпускное фото, медаль выпускника и т. д.)

«Отзывы и пожелания» (открытки и поздравления с Днем рождения, письма, статьи о ребенке в местных газетах, подшивки из детских журналов с фотографиями ребенка как корреспондента или модели и т. д.).

«Анкеты» (родителям можно продумать небольшой опросник– анкету и предложить ребенку ответить на вопросы, можно делать это, например, ежегодно).

Хотелось бы сказать о том, что оптимальной обложкой для портфолио дошкольника является папка с кольцами, в которую можно вкладывать страницы в прозрачных файлах, а само портфолио дошкольника обязательно должно быть красочным : с иллюстрациями и рисунками.

Разумеется, представленная структура портфолио является примерной , поскольку каждый родитель старается уделить особое внимание своему ребёнку. С учётом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности.

Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио . Портфолио должно привлекать , заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность . Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями , воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника – это накопительное портфолио , «книжка обо мне» - так его называют дети.

Публикации по теме:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 555 с углубленным изучением английского языка.

Консультация для родителей «Когда нужно обратиться к учителю-логопеду?» Консультации для родителей. Когда нужно обратиться к учителю-логопеду? В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать.

Консультация для педагогов и родителей «Портфолио дошкольника - с чего начать?» Консультация «Портфолио дошкольника – с чего начать?» Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции.

Консультация для родителей «Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека» А знаете ли вы Что бы воспитать Человека, нужно: Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен.

Консультация для родителей «Что нужно сделать, чтоб адаптация ребенка к образовательному учреждению прошла успешно» Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка образовательное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным.

Вот и до нас дошел очередной эксперимент министерства образования. На родительских собраниях в школе учителя поставили родителей в известность, что для каждого школьника должен быть создан портфолио ученика начальной школы .

Озадаченные родители стали задавать учителям массу вопросов. Что представляет собой портфолио ученика , как сделать его? Каким оно должно быть? Что должно входить в портфолио? Зачем нужно портфолио для начальных классов ?

После родительского собрания, я встретила знакомых, у которых дети учатся в другой школе и узнала, что их тоже обрадовали данным нововведением. Но в их школе решили поступить проще, они заказали готовое портфолио для школьника на все классы начальной школы. Портфолио им выдали на родительском собрании, дома они заполнили странички и сдали учителю.

Чтоб облегчить участь родителей нашего класса и свою, я вышла с предложением к учителю по поводу приобретения готовых школьных портфолио в той школе, где учиться мой ребёнок. Но, как оказалось составление портфолио – это творческий процесс, который помогает ребенку раскрыть свои творческие способности, а также провести самоанализ своей школьной жизни за определенный промежуток. Мотивирует ребенка принимать участие в учебной деятельности и творческой работе. Повышает самооценку и уверенность в своих возможностях. Поэтому готовые школьные портфолио не приветствуются.
Тогда я приступила к изучению информации… Пробороздив просторы интернета, стало понятно, что пока единого стандарта для оформления портфолио нет.

Пройдя этот сложный путь, мне хотелось бы помочь другим родителям, которые только столкнулись с вопросом КАК СДЕЛАТЬ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА.

Итак, что нужно для портфолио:

1. папка-регистратор
2. файлы… нет, не правильно, мнооого файлов
3. бумага А4
4. цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком)
5. принтер
6. ну и, конечно же, терпение и время

Задача родителей - помочь детям составить портфолио. Подсказать, КАК СДЕЛАТЬ ПОРТФОЛИО ШКОЛЬНИКА, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:

1. Титульный лист портфолио ученика

На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.

2. Раздел - Мой мир:

В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:

Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.
Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.
Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.
Мой город (Я живу) - в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.
Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.
Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.
Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.

3. Раздел - Моя школа:

Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.

Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.
Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).
Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.
Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.
Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.

4. Раздел - Мои успехи:

Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы - самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.

Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).
Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.
Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.

5. Отзывы и пожелания (Мои учителя обо мне) – это страничка для педагогов, где они могут написать свои отзывы и пожелания по проделанной работе или итогам успеваемости.

– это страничка для педагогов, где они могут написать свои отзывы и пожелания по проделанной работе или итогам успеваемости.

6. Содержание – на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

– на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

Дополнительные страницы, которые можно приложить к портфолио:

- Я умею - описываем умения ребенка на данный этап (например, хорошо решает задачки, красиво рассказывает стихи и т.д.)
- Мои планы – ребенок ставит для себя определенные цели, чему бы он хотел научиться или улучшить какие-либо умения, в ближайшем будущем (например, научиться красиво писать, выучить английский алфавит и т.д.)
- Мой режим дня (Мой распорядок дня) – составьте с ребенком режим дня и постарайтесь придерживаться его
- Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок
- Табель успеваемости за учебный год
- Мои каникулы (Летний отдых, Каникулы) – краткий рассказ ребенка о том, как я провел лето. Не забываем про фото или рисунок об отдыхе
- Мои мечты

Шаблоны для портфолио Вы можете посмотреть .

Разделы: Начальная школа

“Портфолио” - это индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?

Учебный “портфолио” в начальной школе для меня и моих детей – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Да, действительно, проблема портфолио наиболее актуальна в средней и основной школе.

Но я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:

  • Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;
  • Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

И я могу с полной уверенностью сказать, что эти цели и задачи выполнены. Мы уже с ребятами 4-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.

А ведь ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.

В каждом портфолио несколько разделов:

Первый раздел “” представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. (Ежов, Стасевская )

Второй раздел “Папка регалии”

Мы стараемся не оставлять без внимания творческих успехи наших учеников, награждая их почётными грамотами, вручая благодарности. Грамоты, дипломы, благодарности, медали занимают достойное место в этой папке.

В этот раздел входят различные таблицы, такие как: Результаты тестирования (таб. ) сведения об участии в творческих работах (методических неделях, по предметам, конкурсах, выставках). (таб. )

Большое внимание я уделяю развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах (Ежов ) интересные сведения о писателях (Стаценко, Геращенко, Иванова ) графики роста скорости чтения (Иванова, Шикунова, Лысанева ) летние дневники чтения (Загуменная, Лысанева )

Творческие работы по чтению:

а) загадки, прибаутки - Стащенко, Терников
б) стихотв. - Ежов
в) сказки - Курилова; Таня, Игорь

Всё это собираем в разделе “Литературное чтение”

Следующий раздел “Русский язык” - здесь творческие работы: лучшие сочинения, контрольные, самостоятельные, результаты тестирования. (Курилова, Лысанева, Красильникова )

Раздел “Окружающий мир” включает в себя больше всего творческих работ: докладов, сообщений, так как на уроках Окружающего мира широко используется метод проектов. Многие задания вовлекают детей в проектную деятельность. Первые работы, которые ребята начали выполнять в 1 классе, помогали оформлять родители, а ребята писали печатными буквами. Эти работы были небольшие. (Таня, Данил. Лиза )

Участие в проектной деятельности помогают ученикам проявить творчество, воспитывает самостоятельность, расширяет кругозор, побуждает к постоянному поиску нового. Ребёнок познаёт окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Доказательством этому то, что свои работы ребята оформляли в виде животных (Никита ), приготовили коллекцию бабочек (Джессика ), делали книжки-малышки (Ваня, Таня, Катя ) тематические, книжки-раскладушки (Таня ) – так выполнялись краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные проекты, групповые и индивидуальные проекты. После защиты проекта, все работы ребята вставляют в нужный раздел (фотографии с уроков (презентац. ), видео Красильн. )

Радует то, что некоторые ребята даже на каникулах самостоятельно подготавливают сообщения, делают творческие работы.

Это значит, на каникулах сами открывали учебники, выбирали интересные для себя темы и готовились: читали дополнительную научную литературу, писали, оформляли. Пусть это пока 4-5 уч-ков, но это пример уже другим, и с этого всё начиналось у них с 1 класса.

Раздел “Наши праздники”

Ученики проводят в школе большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа требует разрядки, для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности. И именно в начальной школе уч-ся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во вне урочной. Им хочется много знать, им всё интересно. Уч-ся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения. Поэтому наша внеклассная жизнь насыщена и разнообразна. Значительную часть её составляют праздники и процесс подготовки к ним. Есть в нашем классе свои традиции: “День именинника” проводили каждый сезон, каждый год готовим праздничный концерт мамам ко Дню матери (видео ), проводим спортивные соревнования (видео солдаты, фото с папами ). К подготовке внеклассных мероприятий мы привлекаем родителей, поэтому ребёнок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, что для них важны его школьные дела, его маленькие открытия, он и сам к ним внимательнее относится. Все наши праздники, соревнования, поездки, экскурсии родители снимают на видео (отрывок праздник мам, спорт. сорев. ), а наши фотографы, их у нас трое: Красильникова Настя, Ежов Никита, Стаценко Данил, фотографируют, затем дома сбрасывают на диск и передают его ребятам. А ребята создают себе странички в раздел “Наши праздники” (Никита, Ваня, Настя ). Здесь можно найти фотографии с экскурсией, походов; отзывы о проведённых праздниках (Ежов, Ястребинская ) и многое другое.

Раздел “Дополнительное образование”

В классе 24 ученика из них: 10 человек – танц. Кружок “Лотос”, в худ. школу – 11 чел., в Воскресной школе при церкви занимается 2 чел.. в муз. школе – 2 чел., спортивные секции – 22 человека, занимаются в “Пошке” - 2 чел.

Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках, как в стенах родной школы, так и в учреждениях дополнительного образования, всё это не должно остаться без нашего внимания. Поэтому в этом разделе:

  1. грамоты Гольева – районная “Моя семья” - рис., Ястребинская – г. Москва “Мечты о космосе”
  2. танцы: грамота районная + благодарн. танцорам.

Фотографии Танцы , листы дневников Ежов.

Раздел “Моя семья”

Сочинения про мам, а родители “Каким я вижу будущее моего ребёнка?” / показ + рубрика “Помощь на дому”

Все эти разделы есть в портфолио каждого ученика.

Мы делаем, собираем портфолио уже 4-ый год и можно уже говорить, что интерес к этому делу только возрастает и не только у ребят, но и у родителей. В конце второго класса мы провели презентацию портфолио, на которой жюри определило победителей и лауреатов в различных номинациях: “Самый оригинальный портфолио” (слайд ), “За многогранность таланта” (+), “За творчество” (+), “За лучшее оформление работы” (+), были и др. номинации (веером )

Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Папка, в которой собран экстракт жизни ученика, начиная нулевого класса или даже с детского сада, все то, о чем не сказали школьные оценки и краткие характеристики, – это и есть портфолио школьника. «На сегодняшний день у нас есть ЕГЭ, есть текущие оценки, которые дают представление об успеваемости, а есть портфолио, которое нужно, чтобы раскрыть ребенка как многостороннюю личность», – поясняет вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Несмотря на то, что впервые тема школьных портфолио в российском образовательном сообществе прозвучала в 2003 году, этот документ все еще вызывает много вопросов, и школы относятся к нему по-разному: где-то родителей и учеников в общем порядке буквально принуждают заводить портфолио, а где-то оставляют свободу выбора.

В большинстве случаев все сводится к банальностям: в нарядную папку складываются краткая биография (или автобиография) ребенка и его похвальные грамоты.

Более продвинутые родители и учителя скачивают готовые бланки из интернета. А не так давно портфолио для школы появились в книжных магазинах, торгующих учебными пособиями. Примерно за 100 рублей можно купить готовый шаблон, и некоторые школы пошли именно по этому пути: родителям сообщают название издательства, фамилию автора, и все ученики создают портфолио одинакового образца.

Однако есть версия портфолио, одобренная Минобрнауки, которую разрабатывала специальная группа экспертов в области образования – «Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы» (документ в целях ознакомления без труда можно по соответствующему запросу найти в сети).

«Российский стандарт мы составляли на основании уже имеющихся зарубежных образцов: в Европе и Америке эта практика уже давно и успешно используется. К примеру, возьмем портфолио ученика начальной школы в Англии. Там могут лежать его успешные работы по математике, а рядом может быть написано, что лучше всего ему удаются прыжки в высоту и видеозапись, как он развлекается и прыгает. Там же лежит его исследовательский проект о том, как он выращивал на подоконнике луковицу и аудиозапись его выступления в защиту этого проекта. Он сам решает: что ему нужно рассказать о себе. В первую очередь, портфолио – это продукт какой-то деятельности: учебной, социальной, индивидуально, творческой», – поясняет ведущий научный сотрудник Института развития образования Высшей школы экономики Марина Пинская, участвовавшая в разработке стандарта.

Многие родители уверены, что портфолио поможет ребенку при поступлении в вуз, а иногда их убеждают в этом учителя, чтобы создать хоть какую-то мотивацию.

На самом деле с выходом из школы возможность использовать портфолио заканчивается (в отличие от западных стран, где принят даже международный вариант, в котором каждый подтвержденный документ и сертификат могут стоить определенное количество баллов). В России на сегодняшний день не предлагается портфолио абитуриента, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

«Сама идея дополнительной информации абсолютно правильная, другое дело, насколько эта информация будет объективна. К примеру, в портфолио ребенка сказано, что он занял первое место в школьной олимпиаде по математике, а какая это школа – плохая или хорошая? Или предлагают писать активную жизненную позицию, что тоже очень субъективно, – говорит Виктор Болотов. – Как только мы начнем писать всякие правильные непроверяемые слова, мы быстро все формализуем и потеряем».

Возникает вопрос, зачем вообще нужен этот документ, если в школах часто не знают, что с ним делать, а вузы не учитывают его при поступлении.

Эксперты говорят, что в первую очередь портфолио может пригодиться при переходе ребенка из детского сада в школу и особенно – из одной школы в другую. «К примеру, из «портфолио дошкольника» видно, что у ребенка получается лучше, что хуже, на чем нужно сконцентрировать больше внимания педагогу, что требует коррекции. То же самое, если ребенок переходит из одной школы в другую. Его портфолио даст учителям информацию о том, какой уклон образования и какой уровень изучения предмета ему подойдет», – поясняет Марина Пинская.

Теоретически этот документ может быть полезен, если ребенок готовится поступать в зарубежный вуз: «переходный» вариант портфолио из школы в вуз практикуется в некоторых вузах США, Великобритании, а во Франции на национальном уровне закреплен «дневник компетенций», который идентичен формату портфолио и служит дополнением к национальным экзаменационным тестам (аналог нашего ЕГЭ).

Однако в России этот документ не играет важной роли в учебном процессе, и даже сами представители школ с этим согласны.

«Это, по большому счету, некоторая рефлексия ребенка по поводу своей школьной и внешкольной деятельности, никто и нигде за пределами школы это портфолио не спрашивает, и заставлять его делать никто не имеет права», – считает директор ЦО № 975 г. Москвы Александр Пименов. В том случае, если классный руководитель или администрация школы настаивает на создании портфолио, а ребенок и родители не хотят тратить на это время и силы, Александр Пименов советует для начал разобраться: на чем основано данное требование. «По существующему закону систему оценки вправе выбирать сама школа, и если в уставе школы механизм портфолио прописан как дополнительная система оценки, то требование администрации вполне обосновано», – объясняет он. Также положение устава должно быть подкреплено решением управляющего совета школы и внутришкольным положением о портфолио. В этом случае родителям нужно либо подчиниться законным требованиям школы, либо искать другую школу.

«Но таких школ, где портфолио прописано в уставе – единицы на всю страну, в основном это вещь добровольная», – уверяет Пименов.

В том случае, если устав школы не содержит подобных обязательств, а администрация тем не менее настаивает на составлении портфолио, ее требования незаконны.«Вначале нужно обратиться к директору школы, и в том случае если и он не пойдет навстречу, нужно жаловаться в управление образования», – советует Александр Пименов.

Похожие публикации