Положение о секторе коррупции в системе здравоохранения. Преодоление коррупции в сфере здравоохранения – актуальная задача. Коррупция в сфере образования

Введение

Глава 1. Общая характеристика коррупции в здравоохранении

§ 1. Понятие коррупции как социально-правового явления

§ 2. Состояние, структура и динамика коррупционной преступности в здравоохранении

Глава 2. Основные коррупциогенные факторы в

здравоохранении

§1. Причины и условия, порождающие коррупцию в здравоохранении

§2. Криминологическая характеристика личности

преступника-коррупционера в здравоохранении

§3. Виктимологический аспект коррупционных преступлений в здравоохранении

Глава 3. Предупреждение коррупционных преступлений в здравоохранении

§ 1. Общие меры предупреждения коррупционных преступлений в

здравоохранении

§2. Специально - криминологические меры предупреждения

коррупционных преступлений в здравоохранении

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», 12.00.08 шифр ВАК

  • Коррупционные преступления и меры их предупреждения: На материалах Краснодарского края 2006 год, кандидат юридических наук Савенко, Ирина Алексеевна

  • Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей 2013 год, кандидат юридических наук Плохов, Сергей Владимирович

  • Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение 2010 год, кандидат юридических наук Сторчилова, Наталья Владимировна

  • Противодействие коррупционной преступности в России: ретроспектива, современность и перспективы 2006 год, кандидат юридических наук Головко, Сергей Александрович

  • Противодействие коррупции в Республике Таджикистан: уголовно-правовые и криминологические аспекты 2007 год, кандидат юридических наук Умаров, Хайём Амиршоевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения: криминологическое исследование»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Криминогенная ситуация в стране характеризируется возрастанием масштабов коррупции, пронизывающей все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение.

Для здравоохранения любое проявление коррупции является более опасным, чем для любой другой сферы общественных отношений. Ведь здравоохранение выступает основой для развития любого общества и государства, поскольку позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, высокий уровень жизни всех представителей общества, равные возможности для удовлетворения бытовых условий жизни и трудовой деятельности разных социальных слоев.. При этом пораженность сферы здравоохранения коррупцией препятствует реализации задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства.

На основании и во исполнение международных документов в Российской Федерации был принят ряд федеральных законов и подзаконных актов, посвященных вопросам противодействия коррупции. Однако с учетом постоянной изменчивости, приспосабливаемости к новым реалиям действительности и высокой степени латентности коррупции разработать всеохватывающий и долгосрочный план борьбы с ней в настоящее время не удалось. Более того, коррупция в здравоохранении имеет тенденции к росту, во многом опережая в своем развитии принимаемые государством антикоррупционные меры. В связи с этим коррупция в здравоохранении и меры по ее противодействию нуждаются в дальнейшем изучении и совершенствовании.

Степень научной разработанности темы.

Исследование коррупционных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения, проводилось, в частности, такими авторами как

А.П. Соловьев, Е.В. Червонных1. В то же время в современной научной литературе отсутствуют специальные криминологические исследования, посвященные проблемам коррупции в здравоохранении. Так, до настоящего времени не были рассмотрены личностные особенности преступника-коррупционера и виктимологический аспект коррупции в медицине; не осуществлялся анализ причин и условий коррупционных преступлений в рассматриваемой сфере; глубоко не изучались проблемы правового регулирования борьбы с коррупцией, в том числе с учетом криминологических рекомендаций и практики борьбы с ней именно в здравоохранении. Таким образом, единое криминологическое исследование, предметом которого явились бы исключительно коррупционные преступления в здравоохранении, в российской науке отсутствует.

Цель диссертационного исследования состоит в оценке эффективности нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в здравоохранении, установлении негативных закономерностей, связанных с ее проявлениями, и разработке научно-практических предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение распространения коррупционных преступлений в здравоохранении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Исследовать коррупцию в здравоохранении России с позиций криминологической науки;

Выявить структуру коррупционной преступности в здравоохранении;

Охарактеризовать лиц, совершающих коррупционные преступления в здравоохранении, и разработать типологию личности преступника -коррупционера в здравоохранении;

Раскрыть понятие жертвы коррупционного преступления в здравоохранении;

1 См.: Соловьев А.П. Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. Червонных Е.В. Преступления, совершаемые в сфере здравоохранения, и их предупреждение: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2009.

Определить условия и причины, способствующие формированию и развитию преступной коррупции в здравоохранении;

Сформировать комплекс мер по предупреждению коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении.

Объектом исследования выступают сложившиеся в сфере здравоохранения России общественные отношения, связанные с нарушением правовых норм и морально-этических предписаний, выражающиеся в совершении коррупционных преступлений как медицинскими работниками, занимающими определенное должностное положение, так и рядовыми медицинскими работниками.

Предметом исследования являются коррупционные преступления как акты единичного коррупционного противозаконного поведения и коррупционная преступность как массовая совокупность соответствующих преступлений, а также негативные социальные явления, сопутствующие этим процессам.

Методологическую основу исследования составили диалектический, статистический и сравнительно-правовой методы познания. Кроме того, широкое применение в работе получил социологический метод - опрос в виде анкетирования различных категорий респондентов.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили положения криминологической науки, уголовного права, социологии, психологии, представленные в трудах отечественных ученых Ю.М. Антоняна, Г.А. Аванесова, В.В. Астанина, И.Я. Богданова, C.B. Бородина, В.Н. Бурлакова, К.В. Вишневецкого, А.К. Возженкова, Б.С. Волкова, Е.А. Горобец, А.И. Долговой, В.Г. Ившина, К.Е. Игошева, П.А. Кабанова, И.И. Карпеца, А.И. Кирпичникова, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, C.B. Максимова, А.Б. Малюткина, Г.М. Мишина, A.B. Наумова, Д.В. Ривмана, В.Е. Эминова и других.

Нормативную базу исследования составили международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-

процессуальный кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе внутриведомственного и межведомственного характера, касающиеся правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили данные статистической отчетности Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, данные Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ, Главного управления Следственного комитета РФ по Самарской области, а также результаты проведенного автором в 2008-2012 годах социологического опроса, посвященного исследованию общественного мнения по проблеме коррупции и осуществлению мер по предупреждению коррупционных преступлений в здравоохранении. В анкетировании приняло участие 228 человек: пациенты, .проходившие амбулаторное или стационарное лечение в учреждениях здравоохранения Северо-Западного и Северо-Восточного административных округов города Москвы; медицинские работники учреждений здравоохранения; студенты Российского национального исследовательского медицинского университета им Н.И. Пирогова (РНИМУ) и Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ); работники правоохранительных органов и жители Москвы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на монографическом уровне проведено одно из первых комплексных криминологических исследований коррупции в здравоохранении в условиях современной России.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Разграничены формы и виды коррупции, дана характеристика каждого выделенного элемента. Приведена классификация коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении, с подразделением всех коррупционных преступлений на три группы:

1) коррупционные преступления, непосредственно связанные с должностной деятельностью медицинских работников;

2) коррупционные преступления, связанные с отношениями собственности в здравоохранении;

3) коррупционные преступления медицинских работников, непосредственно связанные с медицинской деятельностью.

2. Дано авторское определение коррупции в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав

граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

3. Установлена сложная структура субъектного состава коррупционеров, поскольку не каждый работник здравоохранения может быть субъектом коррупционного преступления. К признакам, используемым автором для установления статуса должностного лица в сфере здравоохранения, относятся следующие:

Работа в медицинской организации вне зависимости от ее формы собственности;

Осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в данной медицинской организации;

Исполнение указанных функций либо на постоянной основе, либо временно или по специальному полномочию;

Осуществление медицинской деятельности;

Оказание медицинской помощи.

Низкий уровень правосознания, выражающийся в умышленном нарушении уголовно-правовых норм;

Завышенная самооценка и ослабленный контроль за собственным поведением;

На первый план всегда выступает стяжательство и личное обогащение, интересы как отдельных граждан, так и общества в целом принижены;

Отсутствие рецидива.

5. На основании проведенного исследования предложен следующий обобщенный криминологический портрет коррупционера в сфере здравоохранения: мужчина среднего возраста, с высшим медицинским образованием, как правило, имеющий семейные традиции врачебного дела, занимает высокое должностное положение, пользуется авторитетом среди коллег, имеет семью, в то же время не испытывает сочувствия к пациентам, уверен в том, что главное - это материальный достаток, использует должностное положение в корыстных целях, к уголовной ответственности не привлекался.

6. Причины и условия, порождающие коррупционные преступления в здравоохранении, классифицированы на шесть групп:

1) экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.);

2) политические (неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.);

3) социальные (несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.);

4) организационные (недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, принятие решений, несогласованных с представителями профессионального круга медицинских работников, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, не умеющих выявить и расследовать преступления в здравоохранении, общее недоверие населения к правоохранительной системе, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении);

5) правовые (наличие в законодательстве коррупционных норм и правовых пробелов);

6) нравственно-духовные (преломление норм морали, общее одобрение девиантного коррупционного поведения и др.).

7. Установлено, что коррупционное поведение медицинского работника во многом предопределено поведением жертвы. Жертва коррупционного поведения определяется автором как физическое или юридическое лицо, равно как и группа лиц, которому (или которым) коррупционной деятельностью был причинен физический, материальный, моральный либо репутационный вред или в отношении которого (которых) была создана опасность причинения такого вреда. При этом важно отметить, что жертвой коррупционных преступлений в здравоохранении, как правило, является физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи и обратилось за ней в соответствующее медицинское учреждение.

Поведение жертвы коррупционных преступлений в здравоохранении

может быть нейтральным, позитивным или негативным.

Применительно к коррупции в здравоохранении выделяются несколько видов виктимности: индивидуальная, групповая и массовая; объективно-видовая и субъективно-видовая; виновная и невиновная.

8. Доказано, что коррупционная преступность в здравоохранении носит неперсонифицированный, анонимный, массовый характер. Жертвы изученных преступлений обладают, как правило, невиновным поведением и находятся в

прямой или опосредованной угрозе причинения вреда от одного или нескольких актов преступной коррупции.

9. Общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении разработаны применительно к сферам жизнедеятельности общества, в которых они должны реализовываться:

В сфере социально-экономических отношений - это проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов, в том числе в здравоохранении;

В сфере политических отношений - укрепление государственности; усиление демократических начал; развитие общественного контроля; развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти;

В духовной сфере общественной жизни - внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения; развитие идей социальной справедливости;

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития - выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении; постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере - четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции; искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права; постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов.

10. К специально-криминологическим мерам предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении отнесены следующие:

Разработка и применение новых образовательных стандартов и методик с целью повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, а также с целью выработки ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников;

Совершенствование системы оплаты труда медицинских работников;

Внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения;

Безусловная открытость деятельности медицинских учреждений;

Развитие культуры соблюдения этических принципов медицинскими работниками, включая разработку и принятие единого Кодекса врачебной этики;

Организационный контроль за медицинской деятельностью;

Информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав;

Реализация мер виктимологической профилактики.

11. Предложено внести изменения в статью 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также - УК РФ), указав в дополнительном пункте 6 Примечания к данной статье, что к должностным лицам приравниваются медицинские работники, а также в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, изложив часть 1 в следующей редакции: «Использование лицом, выполняющим функции в коммерческой или иной организации, а также медицинским работником своих полномочий...».

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что проведенное исследование, по мнению автора, способствует углублению криминологического знания в области характеристики и классификации коррупции в здравоохранении на основе сравнительного анализа с коррупцией в стране в целом.

Практическая значимость исследования определяется реализацией результатов исследования при дальнейшем совершенствовании антикоррупционного законодательства, разработке методических рекомендаций по выявлению коррупционных преступлений в здравоохранении, развитию в России механизма предупреждения коррупции и защиты прав пациентов, а также при разработке государственных программ по противодействию коррупции в здравоохранении и проведению контрольно-

профилактических мероприятий на уровне отдельных медицинских учреждений.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где проходило ее обсуждение и рецензирование. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11 статей в научных журналах и сборниках, общим объемом 4,9 п.л. (в том числе 5 статей - в журналах, рекомендуемых ВАК РФ). Отдельные положения диссертации изложены на Международном конгрессе по здравоохранительному праву стран СНГ и Восточной Европы, проходившем в городе Москве (ноябрь, 2012 год); пятой Международной научно-практической конференция «Право как основа современного общества» (Москва, 2012 год); восьмой Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Традиции и новации в системе современного российского права» (Москва, 2009 год).

17 мая 2012 года автор принял участие в работе круглого стола по теме «Противодействие коррупции: национальные и международные правовые инструменты», проводившегося в рамках Второго Петербургского Международного юридического форума.

Структура диссертации определяется целью, задачами и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение диссертации по теме «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право», Балебанова, Татьяна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования коррупции в здравоохранении России, основанного на теоретических изысканиях, собранном эмпирическом материале, критическом анализе отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной рассматриваемым проблемам, как мы полагаем, цели и задачи, поставленные в начале работы, были достигнуты.

Прежде всего следует отметить, что сложность криминологической характеристики коррупционных преступлений в здравоохранении объясняется двойственностью природы самой коррупции, выступающей и как правовое, и как социальное явление, что затрудняет точную законодательную регламентацию форм и видов коррупции. Так, нет ни одного международного правового документа, включая международные конвенции по борьбе с коррупцией, в котором определение коррупции было бы дано в достаточной мере четко и недвусмысленно. Российское законодательство не является исключением, поскольку также не содержит исчерпывающего перечня коррупционных преступлений. В то же время отсутствие подобной законодательной регламентации значительно усложняет рассмотрение единой структуры преступной коррупции исследователями и правоприменителями. Это, в свою очередь, создает препятствия для обобщения статистического материала и анализа отдельных групп и видов рассматриваемых преступлений.

Несмотря на это, нам удалось проанализировать федеральные и региональные нормативные правовые акты и представить собственную оценку осуществляемых мероприятий по противодействию коррупции, а также посредством проведенных исследований установить негативные закономерности, связанные с проявлениями преступной коррупции в здравоохранении.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что на общее состояние коррупции в здравоохранении России повлияли такие распространенные в обществе социально вредные установки, как восприятие коррупционных действий в качестве привычного фактора формирования и развития общественных отношений, ориентированность на максимально возможное обогащение с опорой на несовершенство российского законодательства и недостатки контрольно-надзорной деятельности государственных органов. Подобное отношение общества к коррупционному поведению оказало самое негативное влияние на сферу здравоохранения, в которой приоритетный мотив оказания качественных медицинских услуг и помощи больным людям подменили мотивы корысти и обогащения. В результате самая важная область общественных отношений оказалась зараженной коррупцией, обнаружить и пресечь формы и виды которой в полном объеме в настоящее время практически невозможно.

Нами определены детерминантами коррупции в здравоохранении, среди которых наиболее важное значение имеют экономические, организационные и нравственно-психологические факторы, а также недостатки правового регулирования.

Обосновываются основные характерные черты коррупционных преступлений в здравоохранении: высокая латентность, виктимологические аспекты коррупционного поведения, особый правовой статус субъекта преступления.

Среди наиболее распространенных форм преступной коррупции в здравоохранении, удалось выявить следующие:

Взяточничество;

Злоупотребления и нарушения при проведении государственных и муниципальных закупок;

Выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами;

Использование врачами выделенного администрацией учреждения здравоохранения помещения и оборудования для нелегального приема пациентов;

Злоупотребление полномочиями государственными служащими при использовании средств федерального бюджета;

Нарушение правил проведения клинического эксперимента. В ходе исследования установлено, что центральной проблемой коррупции в здравоохранении является личность медицинского работника -коррупционера, которая характеризуется общим негативным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых побуждает к криминогенному поведению. Посредством обобщения статистических сведений и материалов уголовных дел мы типологизировали личность медицинского работника-коррупционера и сформировали обобщенный криминологический портрет, подчеркивающий, что коррупция в здравоохранении имеет большой интеллектуально-образовательный окрас.

Кроме того, по смыслу уголовного закона субъект коррупционного преступления в здравоохранении обладает сложным правовым статусом, который в настоящее время не позволяет привлечь к уголовной ответственности любого медицинского работника, уличенного в коррупционном поведении. Поэтому мы предлагаем ввести расширительное толкование должностного лица применительно к здравоохранению. Мы полагаем, что незаконное денежное вознаграждение медицинских работников приобрело в масштабах страны характер массовых поборов. Часто деньги берутся у больных и их родственников за то, что медицинские работники обязаны делать, поскольку это прямо входит в предмет их трудового договора. Но масштабы незаконных поборов настолько глубоко проникли в здравоохранение, что, даже присвоив деньги, медицинские работники все равно не оказывают больным необходимую медицинскую помощь. Без радикальных средств здесь, по нашему мнению, не обойтись.

Признаки коррупционных преступлений в здравоохранении предопределяют тип личности жертв преступной коррупции. Наиболее опасной виктимологической тенденцией распространения коррупционных преступлений в здравоохранении является то, что хотя индивидуальная виктимизация происходит при совершении коррупционного преступления в отношении одного конкретного лица, но в действительности однотипных виктимологических ситуаций развития одного и того же преступного коррупционного намерения множество. В результате индивидуальная виктимность приобретает характер массового явления.

Предметом виктимологической коррупции в сфере здравоохранения выступает жертва коррупционного поведения. Как правило, это физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи и обратилось за ней в соответствующее медицинское учреждение. Зависимая роль пациента предопределяет повышенную виктимность, что не позволяет окончательно укрепить в сознании жертвы желание противостоять коррупционному поведению медицинского работника.

С учетом особенностей коррупционных преступлений в здравоохранении нами разработаны меры их предупреждения. Сложность внедрения системы мер противодействия заключается в том, что большая часть антикоррупционных мер должна быть реализована на уровне, максимально приближенном к отношениям по формуле «врач - пациент».

К общесоциальным мерам отнесены экономические, политические, идеологические и законодательные преобразования, преследующие такие цели, как устранение резкой дифференциации населения по имущественному признаку, реализация государственных программ по поддержке малоимущих слоев населения, пропаганда семьи как основополагающей ячейки современного общества, развитие форм общественного контроля, искоренение правовых пробелов и совершенствование законодательной техники.

В числе специально-криминологических мер предлагаются следующие:

Внедрение организационного контроля над платными услугами во всех лечебно-профилактических учреждениях;

Принятие федерального закона «О правах пациентов» и Типового кодекса врачебной этики с целью формирования и развития правовой культуры пациентов и медицинских работников;

Создание условий, исключающих возможность фальсификации официальных медицинских документов;

Специализация деятельности правоохранительных органов в целях повышения качества проводимых следственных действий по уголовным делам о коррупционных преступлениях в здравоохранении.

Таким образом, полагаем, что нам удалось доказать не только имеющийся рост коррупционной преступности в здравоохранении, но и то, что этот рост сопровождается совершенствованием форм коррупционных проявлений, снижением качества оказываемых медицинских услуг и препятствует эффективному выполнению государством приоритетной функции по обеспечению здоровья граждан.

Для достижения реальных результатов в противодействии с коррупцией необходимы устойчивая политическая воля, активизация различных социальных групп, сотрудничество ученых и практиков в непрерывном поиске наиболее эффективных антикоррупционных мер. Принимаемые государством законодательные акты должны обеспечивать неотвратимость наказания за совершенные коррупционные преступления, а осуществляемая борьба с коррупцией должна сопровождаться развитием форм обратной связи общества с государством, подразумевающих общественное обсуждение антикоррупционных мероприятий и законодательных инициатив. Только посредством совместного участия населения и государства возможно предотвращение роста коррупционной преступности и развитие антикоррупционной правовой культуры у всех представителей общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Балебанова, Татьяна Александровна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Международные правовые акты.

1. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, утвержденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 года. // «Советская юстиция». - 1992. - № 9-10.

2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [Электронный ресурс]. // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». // http://www.consultant.ru (дата обращения - 05 октября 2012 года).

3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173, Страсбург, 27 января 1999 года). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31. Ст. 3424.

4. Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН. A/CONF. 169/14. - 1995.-13 April.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009. - № 4. - Ст. 445.

6. Конституция Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

11. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 . // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 года. № 33. Ст. 1318.

12. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

13. Федеральный закон от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

14. Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1815.

15. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.

16. Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 34. Ст. 3534.

17. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.

18. Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

19. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 29. Ст. 3609.

20. Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

21. Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.

22. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции». // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

23. Закон Смоленской области 28 мая 2009 года № 34-з «О противодействии коррупции в Смоленской области». // Смоленская газета. 2009. № 42.

24. Закон Краснодарского края от 23 июля 2009 года № 1798-КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае». // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2009. № 21 (151). С. 82.

25. Закон Ленинградской области от 17 июня 2011 года № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области». // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 2011. № 3.

26. Закон Псковской области от 17 июля 2008 года № 784-03 «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления». // Псковская правда. 2008. № 188-189.

года № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №37. Ст. 4182.

28. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 27. Ст. 3446.

29. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 12. Ст. 1391.

30. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №21. Ст.2429.

31. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 33. Ст. 3196.

32. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009 . №20. Ст. 2444.

33. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 10. Ст. 1084.

34. Приказ Минздрава РФ от 19 июня 2003 года № 266 «Об утверждении Правил клинической практики в Российской Федерации». // Российская газета. № 135 (дополнительный выпуск). 10 июля 2003 года.

35. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности». // Российская газета, 2011. № 132.

36. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2005 года № 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска». // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 28. Ст. 2904.

37. Указание Генерального прокурора РФ и МВД РФ от 28 декабря 2009 года № 399/11/1 «О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12066154/ (дата обращения -20 марта 2012 года).

38. Приказ руководителя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 марта 2009 года № 7 «Об утверждении и введении в действие формы статистической отчетности «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органами Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации». // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». // URL: http://www.garant.ru (дата обращения - 20 марта 2012 года).

39. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11 февраля 2008 года № 23 «Об утверждении и введении в действие статистического отчета «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах

расследования уголовных дел коррупционной направленности». // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ 2012: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Версия от 17.03.2012.

40. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.

41. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2009. № 12.

42. Классификатор нарушений, недостатков и их последствий при формировании и использовании государственных (муниципальных) средств, ценообразовании и применении регулируемых цен (тарифов) на продукцию в г. Москве, утвержденный Приказом Контрольно-счетной палаты г. Москвы от 18 декабря 2007 г. № 57/1-05, Приказом Департамента финансов г. Москвы от 18 декабря 2007 г. № 13/135, Приказом Главного управления государственного финансового контроля г. Москвы от 18 декабря 2007 г. № 69. // Официальный Интернет-сайт Контрольно-счетной палаты г. Москвы. // http://www.ksp.mos.ru (дата обращения - 17 ноября 2012 года).

43. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол № 21). // Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2011. № 36.

3. Проекты нормативно-правовых актов.

44. Законопроект № 96700403-2 «О правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения». [Электронный ресурс] // Автоматизированная система

обеспечения законодательной деятельности. // http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения - 16 ноября 2012 года).

45. Законопроект № 97802398-2 «О правах пациентов». [Электронный ресурс] // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. // http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения - 16 ноября 2012 года).

46. Законопроект № 97120-3 «О правах пациентов». [Электронный ресурс] // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. // http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения - 16 ноября 2012 года).

47. Проект федерального закона № 164749-3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике» [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал «Правотека.ру». // http://www.pravoteka.ru (дата обращения -03 ноября 2012 года). Законопроект № 164749-3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике» [Электронный ресурс]. // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. Официальный Интернет-сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. // http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения - 03 ноября 2012 года).

4. Монографии, учебная литература.

48. Абдуллаева Н.Д. Правовая ответственность медицинских работников: проблемы квалификации. М.: ФГУКУ ВНИИ МВД РФ, 2012.

49. Алексеев А.И., Солопанов Ю.В. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности. - М.: Изд.-во МВД СССР, 1979.

50. Аминов Д.И., Гладких В.И, Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути ее преодоления. - М.: Юрист, 2002.

51. Антонян Ю.М., Блувштейн Д.Ю. Методы моделирования в изучении преступника и преступного поведения. - М.: Академия МВД СССР, 1974.

52. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. - М.: Норма: ИНФРА, 2010.

53. Астанин В.В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. - М.: Европейский учебный институт МГИМО (У) МИД России, 2011.

54. Балебанова Т.А., Волошина Т.О., Прыгунов С.Е. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ с комментариями юристов компании «ГАРАНТ». - М.: ЭКСМО, 2011.

55. Беккариа Ч.О. О преступлениях и наказаниях (сост. B.C. Овчинский). - М.: ИНФРА-М, 2011.

56. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Изд-во: Институт социально-политических исследований РАН, 2001.

57. Борков В.Н. Должностные преступления: квалификация, система и содержание уголовно-правовых запретов. - Омск: Омская академия МВД России, 2010.

58. Бурлаков В.Н. Уголовное право и личность преступника.- СПб.: Издательский Дом С.-Петербургского гос. ун-та., 2006.

59. Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. - М.: М.,ЮНИТИ: Закон и право. - 2010.

60. Волков Б.С. Мотивы преступлений. - Казань, Изд-во Казанского унта, 1982.

61. Голубев В.В. Квалификация коррупционных преступлений. Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2002.

62. Гришаев П.И. Структура полной причины преступности. Классификация причин и условий преступности. - М.: ВЮЗИ, 1984.

63. Дагель П.С. Потерпевший в советском уголовном праве. / Потерпевший от преступления (под ред. П.С. Дагеля). - Владивосток: Полиграфический комбинат Управления по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Приморского крайисполкома, 1974.

64. Джерри Д., Джерри Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. - М.: Вече: ACT. - 2001. - Т. 1.

65. Никитин Е.В. Должностные преступления: общая уголовно-правовая характеристика и юридический анализ составов. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2012.

66. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. -М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011.

67. Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права: По изданию 1896 года. - М.: Спартак, 1997.

68. Земска М. Семья и личность (перевод с польского Титаренко В.Я.). -М.: Прогресс, 1986.

69. Ившин В.Г., Идрисова С.Ф., Татьянина Л.Г. Виктимология: Учебное пособие. - М.: Волтерс Клувер. 2011.

70. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. - Горький: Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1974.

71. Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты. - Нижнекамск: Издательско-полиграфический центр. «Гузель»,1995.

72. Кабанов П.А. Садеев М.М. Виктимология коррупции как частная виктимологическая теория: понятие, предмет, задачи. // Противодействие коррупции: проблемы и перспективы реализации региональной антикоррупционной политики. Материалы межвузовского научно-практического семинара 7 декабря 2007 г. - Казань: Новое знание, 2008.

73. Ковалева Н.М. Должностное лицо и должностное преступление в законодательстве, теории и судебной практике России. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006.

74. Кон И.С. Социология личности. - М.: Издательство полиграфической литературы, 1967.

75. Кондурцев В.А., Сырцова Е.Ю. Студенты и синдром

эмоционального выгорания. // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием России: Правовые и этические основы медицинской деятельности: международное измерение и национальные традиции. - Самара, 23-24 июня 2004 года.

76. Красиков А.Н. Сущность и значение согласия потерпевшего в советском уголовном праве. Монография. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.

77. Криминология. / Под ред. Г.А. Аванесова - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2007.

78. Криминология. / Под ред. В.Н. Бурлакова В.Н., Н.М. Кропачева. -СПб.: Издательский Дом С.-Петербургского гос. ун-та, 2005.

79. Криминология. / Под ред.А.И. Долговой. - М.: НОРМА, 2005.

80. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - М.: Юристь, 2007.

81. Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

82. Криминология. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского.-М.: МГУ, 1994.

83. Кон И.С. Социология личности. - М.: Издательство полиграфической литературы, 1967.

84. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. - М.: Форум. ИНФРА-М, 1998.

85. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. - М.: Проспект, 2007.

86. Латов Ю.В. «Образ коррупции в общественном сознании россиян». // Материалы международного научно-практического семинара от 07 декабря 2007 года «Противодействие коррупции: проблемы и перспективы реализации антикоррупционной политики». - Казань, 2008.

87. Лунеев В.В. Преступное поведение: мотивация, прогнозирование, профилактика. Монография. - М.: Юридическая литература, 1980.

88. Максимов C.B. Коррупция. Закон. Ответственность. - М.:ЗАО ЮрИнфоР, 2008.

89. Максимов В.К„ Наумов Ю.Г. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты). Монография. - М.: Изд-во Академии МВД России, 2006.

90. Малюткин А.Б., Возженков A.B. Коррупция как системно-правовая проблема государства и общества. - М.: ООО «Техполиграфцентр», 2010.

91. Майоров A.B. Основы виктимологии: учеб. пособие. - Челябинск: ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008.

92. Михлин A.C. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания. - Фрунзе: Кыргызстан, 1980.

93. Мысловский E.H. Коррупция в России: преступление или образ жизни? - М.: Экон-Информ, 2007.

94. Набережная Ж.Б., Набережная И.Б., Сердюков А.Г. Частные социологические исследования в практическом здравоохранении - Астрахань: Изд-во: Астраханская гос. мед. академия, 2007.

95. Новая популярная медицинская энциклопедия. / Под ред. В.И.Покровского. М.: Энциклопедия, 2004. - С. 265.

96. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательство ООО «Мир и образование» «ОНИКС», 2011.

97. Плохов C.B. Проблема уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере здравоохранения//Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Борьба с коррупцией: новые подходы и векторы современного развития». 15-25 ноября 2010 г. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011.

98. Побегайло Э.Ф. Криминологическая характеристика лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления. - М., 1976.

99. Полубинский В.И. Криминальная виктимология. - М.: Всероссийский научно-исследовательский институт, 2008.

100. Результаты контрольных и надзорных мероприятий, проведенных

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в 2010 году. - М., 2011.

101. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. - СПб.: Питер, 2002.

102. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности в органах внутренних дел. Лекция. - М.: МВШМ СССР, 1984.

103. Сергеев Ю.Д. Ерофеев C.B. Неблагоприятный исход оказания медицинской помощи. - М.: Москва-Иваново, 2001.

104. Смирнов Т. А. Семья. Личность. Общество. (социально-философское исследование проблемы социализации личности в семье). -Норильск: ГОУВПО Норильский индустриальный институт, 2011.

105. Стеценко С.Г. Медицинское право. - СПб.: Юр"ид. центр Пресс, 2004.

106. Стенограмма выступления Глазьева С.Ю. на заседании круглого стола

В современной экономике РФ спектр проблем достаточно широк. Неэффективное использование бюджетных средств, а подчас и прямая растрата денег тормозят развитие всей системы. Отрасль здравоохранения не стала исключением. При, казалось бы, достаточном финансировании, наблюдается повсеместное низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причиной являются несовершенные нормы контроля и непосредственно коррупционные составляющие.

Состояние здравоохранения

Большинство граждан отмечает, что качество предоставляемых услуг по полисам ОМС достаточно далеко от идеального состояния. Несмотря на гарантию оказания бесплатной помощи, добиться нужных результатов очень сложно. Многие предпочитают платную медицину, полностью разочаровавшись в государственной.

Однако назвать полностью бесплатным лечение, предоставляемое в бюджетных медицинских учреждениях, нельзя. За работников периодически перечисляются взносы в ФФОМС, размер начислений зависит от уровня заработной платы. В отличие от регулярных платежей, большинство застрахованных лиц нечасто обращается за помощью к медикам и даже при появлении признаков болезни не спешат обращаться в поликлиники. Бесконечные очереди, большая загруженность медработников, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная оснащенность в оборудовании и сокращение бюджетных учреждений лечебного профиля заставляют людей прибегать к услугам частных платных клиник.

На фоне и без того проблемного состояния отечественной медицины наблюдается постоянное сокращение расходов на здравоохранение на уровне государства. В связи с этим крайне важно эффективно использовать каждый полученный рубль. Однако это не всегда удается.

Бюрократизация медицины

На плачевное состояние отечественной медицины во многом влияет аппарат чиновников. Непонимание проблем приводит к появлению непопулярных решений, направленных лишь на улучшение статистической отчетности.

Попытка чиновников подчинить медицину четким и сбалансированным инструкциям зачастую провальна. Ведь невозможно запланировать изначально количество пациентов, обратившихся в определенные рассматриваемые периоды. Привязка заработной платы медиков к оборачиваемости потока пациентов приводит к тому, что на первый план выходят статистические показатели. В итоге заболевшие не получают достаточной квалифицированной помощи.

В настоящее время в области здравоохранения издается слишком много противоречивых законов. Медики буквально загружены бумажной работой, времени на пациентов практически не остается. К примеру, несмотря на внедрение электронного документооборота, от бумажных копий отказываться не спешат. Также в ходе лечения требуется заполнить приличный объем документов, согласовывающих процедуры, выписку рецептов и прочее.

Излишняя бюрократизация системы привела к тому, что основным органом управления в отечественном здравоохранении фактически стал ФОМС. Призванный изначально работать в области ОМС, фонд стал выпускать в огромном количестве инструкции, проводить разноплановые проверки, и даже пытался издать кодекс поведения своих работников.

Еще один из факторов, отрицательно сказавшийся на предоставлении медицинских услуг ― это повсеместное лицензирование, которому подлежат не только оборудование, но и сами процедуры. Таким образом получается, что наличия главного компонента ― квалификации и опыта врача недостаточно.

В государстве очень сложно получить лицензию на инновационные методы лечения. Многие пациенты с достаточно серьезными заболеваниями по этой причине не получают современных и качественных услуг, помощь таким больным зачастую оказывается исходя из методик лечения многолетней давности. К примеру, недавние исследования показали, что у некоторых категорий пациентов онкологических заболеваний наблюдались отличные результаты в части выздоровления при использовании современных методов и препаратов. Хотя ранее пациенты такого рода считались практически неизлечимыми. Сложность повсеместного внедрения новых технологий заключается не только в дороговизне лекарств, но и в процедуре длительного лицензирования. В результате таких недоработок страдают прежде всего люди.

Основные коррупционные составляющие

При излишнем и зачастую ненужном контроле работы врачей со стороны чиновников здравоохранения, объем незаконных растрат самих чиновников практически не уменьшается. При сокращающихся расходах это достаточно серьезный удар по отечественной медицине. На первый план в коррупционных схемах выходят отнюдь не медики. Незаконное перераспределение бюджетных средств свойственно самим работникам контролирующих органов.

Периодически возникают громкие уголовные процессы. Например, в ходе строительства инсулинового завода в Майкопе были выявлены случаи растраты и хищения средств. В результате население не получило современного производства лекарственных средств, выделенные на строительство средства также не удалось вернуть. Стоит ли говорить, что и уголовное дело в итоге постепенно развалилось?

Другой пример гласит, что некогда чиновник удачно и безнаказанно воспользовался государственными ассигнованиями, выделенными с целью покрытия расходов ОМС. В результате появился очередной платный медицинский центр вместо запланированных улучшений в здравоохранении для социально менее защищенных слоев общества. Помимо прочего, руководители здравоохранения получают взятки от поставщиков медицинского оборудования и лекарственных средств. При этом никто не заботится о факте появления лучших медпрепаратов из имеющихся.

Не спешат покинуть коррупционное поле и начальники рангом ниже. Руководство бюджетных медицинских учреждений получают свою долю бюджетных средств при наличии любых контрактов, в том числе и на ремонт больниц, охранные услуги. Процветает и система откатов среди подчиненных. Значительная часть выписанных премий сотрудникам возвращается обратно руководству.

Взятки на уровне медработников

Пациенты, часто жалуясь на трудности в получении врачебной помощи, видят лишь верхушку коррупционного айсберга. Проблемы в здравоохранении, умышленные закупки некачественных препаратов и оборудование за некоторое вознаграждение не лучшим образом сказываются на самих медработниках и населении.

Имея, как правило, мизерные зарплаты, врачи и младший медперсонал также редко отказываются от предлагаемых взяток. Не секрет, что для того чтобы попасть на плановое обследование вовремя зачастую приходится поощрять докторов небольшими суммами. Кроме того, качество оказываемых услуг в рамках ОМС может зависеть от суммы «благодарности».

Стоит ли винить в этом врачей, или принять все как должное на фоне общей коррумпированности? Оптимизация здравоохранения, сокращение штата медработников неуклонно ведет к повышению нагрузки на оставшийся персонал. Сохранение мизерных зарплат на фоне номинального статистического повышения, увеличение объема работ делают взятки практически естественным процессом в ходе лечения.

Заключение

Страдают в результате неправомерных действий прежде всего пациенты, имеющие право на получение хотя бы минимального бесплатного набора медицинских услуг. Необходимо бороться и пытаться искоренить взятки и неправомерные растраты хотя бы на уровне медработников. Однако без кардинальных изменений в системе здравоохранения в части усиленного контроля за использованием бюджетных средств ждать существенных положительных сдвигов не приходится.

Коррупция в сфере здравоохранения это характерное явление для России. Несмотря на то, что в стране проводится антикоррупционная политика, различные скандалы в данной сфере есть свидетельство о том, что полностью искоренить коррупцию практически невозможно. «Противоправные деяния коррупционного характера в ходят в число наиболее негативных факторов социально-экономического и общественно-политического развития социума и государства…».

Медицинские работники честно работают и исполняют свой долг, однако, случаи со взяточничеством и вымогательством не прекращаются. Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы. Можно привести частный пример, когда в больницах люди с уверенностью дают взятку хирургу, чтобы тот, в свою очередь, провёл успешно операцию. Другие же люди, не зная этого, приходят по медицинскому полису и имеют полное право претендовать на бесплатное проведение операции. Операция будет проведена благополучно в любом случае, независимо от такого фактора, как дача взятки.

Многие люди не понимают этого и идут на поводу у хирурга, а он от этого получает выгоду в личных интересах. Существует несколько различных видов коррупции. Это может быть растрата и расхищение средств, которые были выделены на здравоохранение. Лекарства могут использоваться в личных целях, а также для перепродажи. Также коррупционными действиями можно считать подделку страховых документов, медицинских справок, больничных листов, за которые медицинские работники получают вознаграждение. Услуги, которые должны оказываться бесплатно начинают оказываться платно на непонятном основании. Одними из самых крупных взяток в здравоохранении являются взятки за искажение причины смерти. Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске.

Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы: Экономические причины заключаются в дифференциации населения по имущественному признаку, а также экономической нестабильности. Политические: недостаточно высокий уровень квалификации медицинских работников из-за халатной подготовки управленческих кадров. Социальные: рост потребностей не соответствует возможностям их удовлетворения. Организационные: недостаточное ознакомление медицинского персонала с нормативноправовыми актами, посвященными противодействию коррупции. Правовые: отсутствие полной правовой защищенности и гарантий прав граждан на оказание медицинской помощи. Духовно-нравственные: происходит преломление норм морали. Пациент может своим поведением показать врачу, что он готов вступить в коррупционную сделку, и врач также может провоцировать пациента на дачу взятки. Механизмы противодействия коррупции в сфере здравоохранения:

В сфере социально-экономических отношений можно усовершенствовать систему оплаты труда медицинского персонала, повысить их социальную роль и значимость; предоставлять полную информацию пациентам об их правах и обязанностях, обеспечить защиту прав. В организационной сфере ужесточить контроль над использованием бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение; повысить открытость деятельности медицинских учреждений и непосредственно контролировать процесс оказания медицинских услуг. В политической сфере необходимо укрепить государственность, усилить демократические ценности, развивать общественный контроль. В духовной сфере следует повышать уровень правовой культуры молодых специалистов и нравственное поведение медицинских сотрудников. В правовой сфере выстроить четкую регламентацию мер по противодействию коррупции, искоренить двусмысленность права и дать более логичное и точное определение коррупции. И еще немаловажной мерой противодействия коррупции является ужесточение ответственности лиц, являющихся участниками коррупционного правонарушения.

Чтобы кардинально изменить ситуацию в сфере противодействия коррупции следует повысить заработную плату врачам и медицинскому персоналу, создать компетентный медицинский орган, который мог бы контролировать качество лечения и расход бюджетных средств, и, конечно, развернуть практическую работу по антикоррупционному просвещению , в целях формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Только общими усилиями государства и общества можно преодолеть коррупцию. Для снижения уровня коррупции необходимо продолжить совершенствовать антикоррупционное законодательство в сфере здравоохранения, развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок медицинской техники и оборудования. Содействовать развитию отечественной медицинской промышленности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. №52. Ст. 6228. 2. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // СевероКавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111. 3. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. – 2009. – № 6. 4. ООО Издательство «Моя семья», Москва, 2018. 5. Антаева Л.А., Паулов П.А. Коррупция в современной России: проблемы противодействия // В сборнике: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. Материалы 15-й международной научно-практической конференции. 2016. С. 12. ©

Соболева Р.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно - на государственную службу - стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

«Коррупционная зараза» проникла практически во все отрасли медицины, что признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

  • - За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;
  • - За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;
  • - За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);
  • - За выписку «нужного» рецепта;
  • - За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;
  • - За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице.
  • - За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

  • 1) характеристики служебной среды;
  • 2) характеристики работников;
  • 3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения - от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Разберем подробнее, каким образом на практике осуществляется коррупция в системе здравоохранения, по ее видам.

«Выписка «нужных» лекарств. Суть такой махинации проста - больному выписывают, помимо основных препаратов, которые входят в стандартную схему лечения, несколько дополнительных, без которых можно обойтись. Заподозрить махинацию можно, если врач посылает вас в конкретную аптеку. От покупки «нужного» лекарства врач получает процент от аптеки. Это составляет от 5 до 20%, - как рассказал на суде осужденный за получение взятки семейный врач Д.И. Пастерин: «Я, к примеру, сотрудничаю таким образом с двумя фирмами. Получаю 10% за лекарство по 50 руб. - это 5 руб. и 20% за лекарство по 80 руб. - это 16 руб. В месяц мой выторг - в пределах 300 - 400 руб.». То же самое касается так называемых БАДов (биологически активных добавок), которые некоторые врачи предлагают в качестве дополнительного лечения. Но БАДы не лечат. Эти препараты не прошли официальные исследования, и их эффективность не имеет задокументированных результатов. Говорить пациенту, что без этого «лекарства» выздоровление будет не полноценным - это пиар БАДов, не больше. «Для лечения угрозы прерывания беременности «по стандартам» назначаются препараты прогестерона, витамин Е, спазмолитики, а некоторые из врачей к этому стандартному лечению добавляют БАДы (на основании кошачьего когтя и т.д.) на сумму от 400 руб., имея откат с этих препаратов 15-20%. Таким образом, пациентки платят не 100 руб. за стандартную терапию, а 400.

«Подделка справок». Вторая распространенная схема, которую практикуют рядовые медработники, - продажа справок. Согласно неофициальным источникам, к примеру, «липовый больничный» на неделю в регионах России в среднем стоит 150-300 руб. за один день. Кроме того, часто обращаются родители за подделкой справки о сделанных прививках ребенку. Такой документ стоит по в среднем 300-400 руб. Доход от этой «подработки» больше, чем от выписки лекарств - за месяц получается от 800 до 1200 руб.

Подделывают и более сложные документы, к примеру, о непригодности к службе в армии. В этом случае в долю входят несколько врачей, соответственно, и стоит такой документ дороже - от нескольких сотен у. е. до нескольких тысяч. Очень популярны также липовые справки о беременности и подтверждении побоев. Средняя стоимость $300-500.

Отдельно стоит сказать об оформлении инвалидности. Это очень длительный процесс, поэтому и затраты немаленькие. Чтобы получить такой документ, нужно пройти несколько циклов обследований и подтвердить свою профнепригодность. Если человек действительно болен, ему, как правило, дают группу, но временную (на 2-3 года). Затем свой статус нужно подтверждать, иначе с инвалидности просто снимают. Для этого проходят более дорогостоящее обследование или, как минимум, надо заплатить взятку. Суммы таких поборов в регионах разные и колеблются от пары сотен до тысячи долларов.

«Взятка за операции». Этот вид коррупции - хлеб для хирургов. Если это какая-то срочная операция, то она делается, как правило, без обсуждения оплаты. Хотя и в таком случае родственникам говорят до операции, что бесплатно оперирует только дежурная бригада, но можно «попросить» и хорошего хирурга уделить вам внимание за деньги. Либо после операции говорят, сколько нужно за нее заплатить. Если же предстоит любая плановая операция, без конверта не оперируют. Стоимость несложной операции - минимум 600 у. е. Деньги делятся на бригаду: львиная доля - хирургу, что-то анестезиологу, что-то медсестре.

«Дерибан благотворительных взносов» - характерен для медиков уровнем повыше - главврачей, а также главных бухгалтеров. Для того, чтобы понять, как делят благотворительные деньги, вспомним, что в каждом государственном лечебном учреждении сегодня официально существуют т.н. больничные кассы, в которые каждый больной, при обращении за какой угодно медпомощью (от консультации терапевта до сложной хирургической операции), вносит определенную сумму денег. Сколько именно нужно заплатить, подсказывают врачи: сумма колеблется в районе 200 - 600 руб., и если вы заплатите меньше, отношение к пациенту со стороны медперсонала будет соответствующее. Цель благая - использовать полученные взносы на зарплату сотрудникам, закупку аппаратуры, ремонт и т.п. Однако в реальности деньги часто уходят не по назначению, а в карман главврачу, главбуху и дальше по вертикали. И это помимо «взноса» в карман врачу (от $100), скажем, за хорошую палату - с холодильником и одним соседом.

«Нецелевое использование средств». Если четыре предыдущие схемы умело вуалируются, из-за чего редко становятся предметом расследований госслужб, то, начиная с этого уровня, шило в мешке становится утаить все сложнее. Речь идет уже не о тысячах, а о десятках и сотнях тысяч рублей. Нарушения в финансово-хозяйственной деятельности больниц превышают не одну сотню тысяч рублей. Схемы тут используют самые разные. Например, проводят махинации с выплатой зарплат: должны платить из одного фонда, а платят из другого, из которого идут меньшие отчисления государству, в результате часть сэкономленной суммы уходит в карман. Или вводят в штат лишние должности. К примеру, для работы нужно 6 машинистов по стирке белья, а вводят 17. На их зарплату уходит 226 тыс. руб. Это уже трактуется как растрата.

«Откат на закупке». Эта схема используется уже не медиками, а медицинскими чиновниками. Откат - это получение чиновником, связанным с закупками, взятки за то, что он заказывает за государственные деньги определенный товар. Как правило, товар в несколько раз более дорогой, чем его аналог, присутствующий на рынке, или вообще не очень-то и нужный медикам. Взятку дает фирма, заинтересованная в продаже этого товара. Пример закупки не очень подходящего товара - машины скорой помощи. Например, закупили десять новых машин скорой помощи - фургоны, рассчитанные на четырех человек - водителя, врача, фельдшера и медсестру. А кто-то спрашивал у практиков, нужно ли им такое количество? И нужны ли нам именно такие машины? Скорее всего, нет. Но, если бы спросили, то узнали бы, что нам больше нужны не фургоны, а легковые машины, ведь в девяти вызовах из десяти помощь больному может оказать и один врач. И чтобы побыстрее добраться до больного, ему нужна шустрая легковушка. Так работают во многих странах. В итоге учреждение вынуждено кормить не только врача, но и раздутый штат водителей, фельдшеров и медсестер, а также покупать количество бензина в два раза больше, чем это было бы нужно для легковушек. Если машины скорой помощи хоть и не совсем подходят, но используются, то множество закупленного оборудования вообще простаивает. Еще в 2012 году на расширенной коллегии Минздрава была озвучена информация, что, согласно проведенной инвентаризации, выявлено новое медоборудование, которое не используется, на сумму свыше 130 млн. руб. Именно схемы коррупционных закупок наиболее ощутимо грабят наше здравоохранение. По неофициальным данным, из того, что выделяет государство на здравоохранение, чиновники умудряются положить каждый третий рубль себе в карман.

Продажа запрещенных средств. Факты мошенничества часто фиксируются и в фармакологическом бизнесе. На сегодняшний день в аптеке без рецепта можно приобрести практически любое лекарство, за исключением разве что психотропных и наркотических препаратов. Эти препараты отпускаются строго по специальным рецептурным бланкам №3, на которых должен присутствовать штамп медицинского учреждения, личная печать и подпись врача. Но, несмотря на это, такие препараты большими партиями попадают в незаконный оборот наркорынка. Причины этого нужно искать не в аптеках, а на верхушке фармбизнеса или у производителей и оптовиков. В аптеках действуют более примитивные схемы: некоторые препараты в больших дозах обладают наркотическим действием, но продавать мы их обязаны, просто по одной упаковке в руки. И «любителям кайфа» несложно пройтись по нескольким аптекам и купить нужную дозу. Например, в состав сиропов, которые широко применяются для лечения верхних дыхательных путей входят псевдоэфедрин или кодеин. В концентрациях, превышающих суточную дозу, они действуют как наркотик. Еще одна уловка фармбизнеса - продажа рецептурных средств лицами, не имеющими на это лицензии. В первую очередь это касается интернет-аптек. Некоторые из них реализуют запрещенные препараты, причем без рецептов.

«Псевдодиагнозы». Вопрос лечения несуществующих болезней, безусловно, является чистой коммерцией в медицине. В последнее время на консультацию обращается все больше пациентов, чтобы выслушать второе мнение. Все они, как правило, приходят с «псевдодиагнозами» - микоплазменной или урепалзменой инфекцией, хламидиозом, поставленными только на основании сомнительных анализов. Дело в том, что эти микроорганизмы обитают в минимальном количестве почти в каждом организме, и высокочувствительные методы их улавливают. Но это не повод лечить человека курсом тяжелых антибиотиков стоимостью от 400 до 1500 руб.

Согласно официальным данным о коррупции в медицине, предоставленным в Департаменте общественных связей МВД, в течение 2009 года в учреждениях и организациях здравоохранения раскрыто 319 преступлений. Из них 218 - тяжкие и крайне тяжкие (неоказание медицинской помощи, стерилизация, аборты без показаний, лечение без лицензии и т.д.). Больше всего преступлений касаются сферы служебной деятельности - 241, из них 130 связаны со взятками. Кроме того, выявлено 58 фактов присвоения и растраты госимущества.

Состояние медицины в РФ вообще представляет собой яркий пример того, что способна сделать коррупция со здравоохранением. На сегодняшний день столичная медицина, когда-то одна из лучших в стране, полностью развалена. И дело тут не в рядовых медиках - те мелкие благодарности, которые им дают больные, лишь помогают им хоть как-то выживать. Главные коррупционеры сидят в правительстве.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция в здравоохранении развивалась в условиях официального крайне низкого размера содержания работников, нерегулярной его выплаты, неясной правовой основы предоставления дополнительных льгот работникам, фактического участия структур здравоохранения и их сотрудников в частной практической деятельности, не вытекающей из задач и правового статуса соответствующей здравоохранительной структуры. Существуют самые различные виды проявления коррупции. Все они не могут быть решены одним нормативно-правовым актом, или же какой-либо проверкой с последующим наказанием и осуждением виновных в коррупционных действиях. Необходима тщательная проработка антикоррупционных механизмов, начиная с самого низа и заканчивая верхами правительства.

Похожие публикации