Охрана труда в школе. Что это? Отличия в должностных обязанностях инженера по охране труда Комсомольского района Чувашской Республики

Охрана труда в школе - скачать документацию 2019 года может понадобиться многим образовательным учреждениям. Изучим перечень необходимых документов по охране труда в школе в нашей статье.

Какие документы по охране труда должны быть в образовательном учреждении

Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:

  • ТК РФ;
  • закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
  • приказа Минобразования РФ от 01.06.1998 № 1408;
  • постановления Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14;
  • постановления Минтруда РФ от 24.10.2002 № 73;
  • ГОСТ 12.0.004-2015 (с 01.03.2017);
  • постановления Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:

  • иными федеральными НПА (в том числе содержащими рекомендации);
  • региональными и муниципальными НПА.

Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.

Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.

В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:

  • инструкции;
  • программы;
  • журналы;
  • положения;
  • планы;
  • договоры и соглашения;
  • приказы.

Можно отметить, что основные программы в сфере охраны труда, которые должны утверждаться в школе, будут такими же, как и в ДОУ. Перечни журналов, положений, планов, договоров и приказов по охране труда в школе и ДОУ в целом тоже будут совпадать.

Принципиально в школах и ДОУ будут различаться только перечни инструкций. Рассмотрим их специфику в образовательных учреждениях обоих типов подробнее.

Документы по охране труда в школе: инструкции

Администрации и кадровой службе школы предстоит разработать инструкции по охране труда:

  • для директора;
  • заместителей директора;
  • главы профкома;
  • завучей;
  • преподавателей;
  • классных руководителей;
  • спортивных инструкторов;
  • мастеров производственного обучения;
  • сотрудников, проводящих с учащимися или самостоятельно опыты в кабинетах физики, химии;
  • сотрудников, занимающихся с учащимися или самостоятельно в кабинете информатики;
  • учителей, проводящих уроки в кабинетах, адаптированных к математическим, гуманитарным предметам, астрономии, биологии;
  • учителей физкультуры, проводящих занятия по отдельным видам спорта (лыжам, гимнастике, игровым дисциплинам, танцам);
  • сотрудников, занимающихся организацией дискотек, конкурсов, спортивных, культурных и иных массовых мероприятий);
  • сотрудников, отвечающих за перевозку учащихся и сотрудников школы автомобильным транспортом;
  • сотрудников, занимающихся приготовлением пищи в школе;
  • сотрудников, использующих в работе электроустановки;
  • сотрудников, использующих в работе ПК и иные виды вычислительной техники;
  • учителей, применяющих на уроках устройства, использование которых требует специальных навыков (например, это могут быть проекторы, сетевые маршрутизаторы, серверы);
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • электрика.

Документы по охране труда в ДОУ: инструкции

Кадровой службе ДОУ необходимо оформить инструкции по охране труда:

  • для заведующего;
  • воспитателей;
  • помощников воспитателей;
  • логопеда;
  • психолога;
  • музыкального руководителя;
  • инструктора по физкультуре;
  • бухгалтера;
  • дворника;
  • уборщика помещений;
  • водителя;
  • завхоза;
  • рабочего по обслуживанию зданий;
  • кастелянши;
  • медсестры;
  • дворника;
  • повара;
  • электрика;
  • сотрудников, выполняющих работу на ПК и иной вычислительной технике;
  • сотрудников, которые проводят массовые и спортивные мероприятия;
  • сотрудников, отвечающих за перевозку детей и сотрудников ДОУ автомобильным транспортом;
  • сотрудников, осуществляющих стирку белья;
  • сотрудников, осуществляющих приготовление пищи;
  • сотрудников, работающих с электроустановками;
  • сотрудников, которые производят погрузочные и разгрузочные работы.

Указанные перечни инструкций могут корректироваться в зависимости от специфики штатного расписания в конкретном образовательном учреждении. В обоих типах учреждений должны быть также утверждены инструкции по пожарной безопасности.

Документы по охране труда в школе: программы

Руководством школы должны быть утверждены программы:

  • проведения вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого, противопожарного инструктажа по охране труда;

С образцом программы первичного инструктажа можно познакомиться в материале «Программа первичного инструктажа на рабочем месте» .

  • обучения сотрудников охране труда.

Скачать образец типовой программы обучения, составленной на основе типового проекта Минтруда РФ, можно в статье «Типовая программа обучения по охране труда - образец» .

Документы в школе: журналы

В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:

  • учета инструкций по охране труда, а также выдачи соответствующих инструкций;
  • регистрации инструктажей по охране труда;
  • регистрации несчастных случаев.

Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.

Скачать журнал учета инструкций по охране труда, по выдаче инструкций можно в статье «Журнал учета инструкций по охране труда - форма и образец» .

Документы в школе: положения

Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:

  • о службе охраны труда;
  • спецоценке условий труда;
  • комиссии по проверке знаний в области охраны труда;
  • расследовании и учете несчастных случаев;
  • разработке, учете и использовании инструкций по охране труда;
  • проведении инструктажей в области охраны труда.

См. дополнительно:

  • «Положение об аттестации работников — образец» ;
  • «Положение о системе управления охраной труда - образец» .

Документы в школе: планы

Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:

  • мероприятий по охране труда;
  • противопожарных мероприятий.

Кто является ответственным за охрану труда в учреждениях образования?

Организация охраны труда в учреждениях образования мало чем отличается от организации этой деятельности в любой другой организации. Если школа не очень большая, то ответственным за охрану труда обычно бывает директор, в некоторых образовательных учреждениях данными вопросами ведают учителя, заместители директора или завхозы на основании приказа работодателя (директора, заведующего и др.), изданного с соблюдением требований действующего законодательства. В редких случаях в образовательном учреждении вводится в штат должность специалиста по охране труда. Однако главной фигурой в обеспечении безопасных условий является работодатель (директор, заведующий и др.), так как именно от него зависит состояние охраны труда в организации. Поэтому обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда законодательство полностью возлагает на работодателя (директора, заведующего и др.).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

Специалист по охране труда назначается приказом по учреждению. Он должен пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме не менее 40 часов с получением удостоверения установленного образца, копии протокола о проверке знаний.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Кроме того, в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

материал подготовлен Богорубовой Т. А. – кандидатом социологических наук, доцентом, заведующей кафедрой гуманитарных, социально-экономических и правовых дисциплин ПИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста России),

"Охрана труда в учреждениях образования"

Охрана труда в школе, как и любых других учреждениях, должна быть организована в обязательном порядке. В первую очередь ответственность за это несет администрация. Помимо нее работой в данном направлении занимается специально обученный сотрудник, инженер по охране труда. Здесь предусматривается создание комиссий по безопасности и управление ими по нескольким блокам.

Во-первых, необходимо разработать Сюда включаются приказы, положения, по которым регулируется охрана труда в школе, инструкции по данной теме практически для всех сотрудников.

Далее необходимо проводить обучение, включающее в себя первичные и последующие инструктажи, сдачу экзаменов по этой тематике и выдачу определенных удостоверений. Ответственный за то, как проводится охрана труда в школе, аттестовывает рабочие места, обеспечивает пожарную и электробезопасность, безопасные условия труда и проводит

Чтобы инженеру (специалисту) по данному направлению работы вовлечь сюда как можно больше людей и тем самым не только облегчить свою задачу, но и повысить эффективность своей деятельности, помимо этого, необходимо разработать и утвердить документы, которые бы соответствовали государственным нормативным актам. Среди них советуют сделать проект приказа (который впоследствии будет согласовываться с администрацией образовательного учреждения) о распределении обязанностей, о назначении ответственных лиц. Также разрабатываются Положения об охране труда и уполномоченных лицах, занимающихся этим. Помимо прочего, составляется план работы, определяющий годовую деятельность специалиста.

В комиссии, в большинстве случаев, кроме человека, занимающего должность инженера, вводят зам. директоров, мед. работников, членов профсоюза. Деятельность их регулируется правовыми и законодательными актами субъекта РФ, коллективным договором, локальными актами образовательного учреждения. Члены комиссии проходят периодически обучение на специализированных курсах по определенной тематике.

Любая в школе должна отвечать рекомендациям к оформлению данной документации. Они разрабатываются для каждого члена коллектива, от лаборантов до педагогов и администрации, и соответствуют специфике занимаемой должности. Сотрудники знакомятся с данным документом под роспись.

Члены комиссии, под контролем которой находится охрана труда, имеют право получать от директора информацию о том, какая работа проводится по улучшению условий рабочих мест, о вредности производства, о выделяемом финансировании на эти цели. Помимо этого, они могут участвовать в согласовании вопросов и разработке нормативных актов, входящих в их компетенцию. За нарушения норм, правил и инструкций, по которым производится охрана труда, возможно привлечение сотрудника к Этот вопрос выносится на общем собрании или обговаривается лично с руководителем.

Помимо этого, за активное участие в мероприятиях и мерах, направленных на улучшение безопасных и здоровых условий труда, можно разработать и согласовать с администрацией меры поощрения.

Таким образом, работа, задача которой - охрана труда в школе, должна вестись, в первую очередь, с профилактическими целями. Это поможет избежать травматизма на рабочем месте и уменьшит количество профессиональных заболеваний, связанных с вредными условиями труда. При необходимости работники снабжаются профессиональной обувью, одеждой, средствами защиты (особенно это актуально для лаборантов кабинетов химии, тех. служащих и.т. д.). При этом должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и условия труда.

Для того, чтобы было проще вникнуть в проблемы охраны труда в образовательных учреждениях следует отметить, кто чаще всего является ответственным за охрану труда в школе? Если школа не очень большая, то ответственность за охрану труда директор обычно оставляет на себе, в чуть менее трети образовательных учреждениях данными вопросами ведают учителя, 16 % приходится на долю заместителей директора, 15 % на долю завхозов. В редких случаях в образовательном учреждении вводится в штат должность специалиста по охране труда.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев за охраной труда «следит» работник, пусть и руководящий, но без необходимого образования (не считая курсов по 40-часовой программе). Чаще всего, педагоги выбираются из числа гуманитариев, треть из которых вовсе не проходили обучения даже по 40-часовой программе.

Еще одной проблемой охраны труда в школах является скудное финансирование мероприятий, хотя здесь они просто необходимы. Среди основных нарушений охраны труда в средних общеобразовательных школах, выделяемых Госинспекицй труда, являются:

Отсутствие средств индивидуальной защиты вспомогательного персонала;

Отсутствие выдачи смывающих и обезвреживающих средств;

Отсутствие пройденного обучения по охране труда руководителей и специалистов;

Нарушение правил содержания кабинетов повышенной опасности (кабинеты химии, физики) и др..

Труд учителя ни с чем не сравнимый, работать, порой, нужно с утра и до самого вечера, плюс проверка тетрадей, дневников, работу приходится брать на дом. Отвечая за наших с вами детей, педагогические работники, как никто, должен быть компетентен в вопросах безопасности учебного процесса и охраны труда, так как зачастую им самим и детям приходится выполнять работы не свойственные педагогической деятельности (мойка окон, мелкий ремонт кабинетов и т.д.). Таким образом, проблема компетенции руководства в вопросах охраны труда встаёт очень остро.

Тем не менее, нельзя сказать, что в средних образовательных учреждениях все так плохо. Нет, документация, обычно, бывает в порядке, инструктажи пройдены, пакеты нормативных документов и инструкции имеются на всех рабочих местах. С этим обычно проблем не бывает. Однако, какой толк от теории, если нет практики.

В летний период года, здания школ и прикольные территории чаще всего подвергаются ремонту, который выполняют подрядные организации. За горе-работниками так же нужен глаз да глаз и со стороны руководства школы, как непосредственного заказчика услуги. Однако на деле, подрядчики предоставлены сами себе. Компетентные "школьные" специалисты здесь были бы как нельзя кстати. Хотя, чего уж там, такие специалисты были бы кстати в остальных сферах экономической деятельности.

Но все же, специалисты по охране труда в школе из числа педагогических работников не самый худший вариант. При грамотном повышении квалификации таких учителей, они могли бы достойно справляться со своими обязанностями, так как никто лучше них не знает, как по факту проходит учебный процесс.

И напоследок, хотелось бы поздравить всех школьников, их родителей, учителей, преподавателей, студентов и всех тех, кто чему-то учится с Днем Знаний!!! (Хоть и прошедшим). Пусть те знания охраны труда, которые вы приобрели, помогут вам в сложной ситуации!

Должностные обязанности специалиста (ответственного)

по охране труда

Настоящая Инструкция составлена в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ (с учётом введенных изменений Федерального закона РФ № 90-ФЗ от 30.06.2006 г.) и Постановлением Минтруда России № 14 от 08.02.2000 г.

1. Общие положения

1.1. Ответственным по охране труда назначается сотрудник образовательного учреждения, прошедший установленным порядком обучение и проверку знаний по охране труда приказом руководителя образовательного учреждения.

1.2. Ответственный по охране труда непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения.

1.3. В своей деятельности ответственный по охране труда руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ, соглашениями и другими локальными правовыми актами вышестоящей организации и образовательного учреждения.

2. Должностные обязанности

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу сотрудниками, командированными и студентами, прибывшими на педагогическую практику.

2.2. Разрабатывает программу вводного инструктажа по охране труда.

2.3. Проводит координацию и контроль за соблюдением работниками законодательныхи иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

2.4. Участвует в работе комиссии по приемке в эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и др. в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.

2.5. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.6. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений образовательного учреждения при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников образовательного учреждения.

2.7. Участвует в комиссии по проверке знаний по охране труда у работников образовательного учреждения.

2.8. Выявляет опасные и вредные производственные факторы на рабочих местах.

2.9. Доводит до сведения работников образовательного учреждения о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

2.10. Осуществляет контроль за:

Состоянием ОТ на всех участках работы закрепленных за работниками школы;

Соблюдением установленного законом порядка расследования несчастных случаев на производстве;

Своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний по охране труда и всех видов инструктажей по охране труда;

Правильным применением средств индивидуальной защиты;

Выполнением мероприятий по охране труда, устранению причин, вызвавших несчастный случай, предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудового и образовательного процессов.

2.11. Организует через соответствующие службы обеспечение структурных подразделений образовательного учреждения правилами, нормами, плакатами и другими пособиями по охране труда, а также оказывает им методическую помощь в оборудовании информационных стендов по охране труда.

3. Права

Ответственный по охране труда имеет право:

3.1. Беспрепятственно посещать и осматривать в любое время суток производственные, служебные и бытовые помещения образовательного учреждения.

3.2. Знакомиться с документами по вопросам ОТ в пределах своей компетенции.

3.3. Предъявлять предписания (обязательные для исполнения) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда: руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам учреждения и контролировать их выполнение.

3.4. Требовать от руководителей структурных подразделений образовательного учреждения отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ; не прошедших в установленном порядке предварительный и периодический медицинские осмотры; инструктаж по охране труда; не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты; а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

3.5. Направлять руководителю образовательного учреждения предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования ОТ.

3.6. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений образовательного учреждения необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

3.7. Представлять руководителю образовательного учреждения предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и ОТ.

3.8. Запрещать эксплуатацию оборудования и производство работ на отдельных участках, если это угрожает жизни и здоровью работников и может привести к аварии, с уведомлением об этом руководителя образовательного учреждения.

3.9. Привлекать уполномоченных лиц по охране труда профкома к проверкам состояния охраны труда в структурных подразделениях образовательного учреждения.

4. Ответственность

Ответственный по охране труда за невыполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Похожие публикации