Причинно-следствеенные связи, аргументация. Причинно-следствеенные связи, аргументация Виды налогов и сборов в РФ

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

1-А,В,Д 2-Б,Г

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходит стихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальная группа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный(А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и

(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных(Г), которые регулируют деятельность людей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и(Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или(Е)».


Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

1) смысл понятия, например: малая группа - устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;

2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу и природе, себе самому;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об уровнях мировоззрения, опирающейся на знания курса, например: Различают обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любую функцию мировоззрения, например: Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие аген­ты социализации:

1) семья: (В семье Лена усво­и­ла ос­нов­ные пра­ви­ла веж­ли­во­го обращения.)

2) школа: (Учащиеся 2 класса, при­ни­мая уча­стие в школь­ных пат­ри­о­ти­че­ских праздниках, на­учи­лись ува­жать ге­ро­и­че­ское прошлое своей страны.)

3) средства мас­со­вой информации. (Чтение ста­тей на общественно- по­ли­ти­че­скую те­ма­ти­ку по­мог­ло Насте сфор­ми­ро­вать свою осо­знан­ную граж­дан­скую позицию.)

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех осталь­ных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) знания; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убежде­ния.

3. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключени­ем двух, относятся к природным потребностям человека.

1) биологические; 2) физиологические; 3) социальные; 4) органические; 5) естественные; 6) эстетические.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения, характеризующие человека как ин­дивида, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Человек активно участвует в общественной жизни.

2) Художник самореализуется в творчестве.

3) Молодой человек обладает крепким физическим и психиче­ским здоровьем.

4) Для человека с флегматическим типом темперамента характер­на спокойная и уравновешенная реакция на события и явления действительности.

5) Студент активно участвует в работе научно-исследовательского общества университета.

5. Установите соответствие между признаками и их носителями: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры буквами.

А Б В Г Д

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация - это процесс усвоения человеком социальных норм и опыта предыдущих поколений.

2) Процесс социализации связан, прежде всего, с физиологическим развитием человеческого организма.

3) Агентами первичной социализации являются семья и бли­жайшее окружение человека.

4) Средства массовой информации не могут рассматриваться как агенты социализации.

5) Процесс социализации может происходить не только у челове­ка, но и у коллективных животных.

7. Океанологи изучают жизнь обитателей морского дна. Какие ха­рактеристики соответствуют данному виду деятельности? Запи­шите цифры, под которыми они указаны.

1) прогностический характер

2) социально-преобразовательный характер

3) познавательная деятельность

4) результатом данной деятельности являются новые знания

5) данный вид деятельности способствует реализации престиж­ных потребностей

6) является разновидностью духовной деятельности

Ответ:________________________ .

8. Установите соответствие между элементами структуры деятельно­сти и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9. Только для человека характерно наличие идеальных (духовных) потребностей. Какие факты иллюстрируют реализацию челове­ком потребностей данного вида? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Молодой художник организовал выставку своих работ.

2) Семья отправилась за покупкой продуктов в супермаркет.

3) Гражданин установил в своей квартире охранную сигнализацию.

4) Студентка участвует в конкурсе научно-исследовательских ра­бот, посвящённых истории родного края.

5) Анна поступила в экономический вуз для получения профессии бухгалтера.

6) Дочь обсудила с матерью свои планы на каникулы.

Ответ: ____________________.

10. Найдите в приведённом ниже списке социальные факты, содер­жащие проявление важнейших социальных потребностей лич­ности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Когда Серёжа перешёл в другой класс, ему было сложно нала­дить отношения с новыми одноклассниками, но он старался зарекомендовать себя хорошим товарищем и порядочным че­ловеком.

2) Для девушки чрезвычайно важен её круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, .специализирующуюся в области экстре­мального туризма, но теперь его больше волнует слава меце­ната, покровителя молодых дарований; недавно им была учре­ждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает по­ходу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового балан­са тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

Ответ:_________________________ .

11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение кото­рого обозначено определённой буквой.

(А) И человек, и животное обладают нервной системой, мо­гут ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Человек - существо биосоциальное, обладающее аб­страктным мышлением, способностью осознавать цели своей деятельности и предвидеть её результаты. (В) На наш взгляд, благодаря этому человек возвысился над всеми живыми орга­низмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его поло­жения как «царя природы».

| следующая лекция ==>
Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает |

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 14.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


виды

Ответ:


1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

виды

Государство жёстко контролирует жизнь общества, важные политические решения принимаются единолично главой государства

Государство осуществляет всеобъемлющий контроль всех сторон жизни граждан, включая их частную жизнь.

Виды недемократических режимов.

Ответ: тоталитарный


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Музыка; театр; искусство; скульптура; живопись.

Ответ: искусство.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».

  • Государственный план; 2) свобода производителя; 3) предпринимательство; 4) централизованное ценообразование; 5) спрос; 6) равновесная цена.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 1 4.


4.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

2) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.

3) Наука допускает применение художественного вымысла в исследованиях.

4) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.

5) Доказательность в науке означает, что любое теоретическое положение, гипотеза должны быть оюоснованы.

Ответ: 2 4 5.


5.

Характеристики

Б) деградация

В) движение назад

Д) относительный характер

Направления развития

  • общественный прогресс
  • общественный регресс

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между характеристиками и направлениями развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики

А) использование на каждой стадии развития лучших достижений прошлого с добавлением к этому чего-то нового

Б) деградация

В) движение назад

Г) развитие общества от менее совершенного к более совершенному

Д) относительный характер

Направления развития

  • общественный прогресс
  • общественный регресс
  • и общественный прогресс, и общественный регресс

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 3


6.

  • поступление в вуз
  • проведение экзамена
  • консультации педагогов
  • получение высокого балла

Ответ:


6.

Ученик 11-го класса Степан готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели деятельности Степана и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • поступление в вуз
  • проведение экзамена
  • консультации педагогов
  • решение задач, выполнение упражнений
  • получение высокого балла
  • чтение учебников, справочной литературы

Ответ: 1 5.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями.
  • Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
  • Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
  • Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях.
  • Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.

Ответ: 3 4 5.


8.

Примеры

А) земельный налог

Б) государственная пошлина

Г) налог на игорный бизнес

Д) транспортный налог

Виды налогов и сборов в РФ

  • местные
  • региональные
  • федеральные

Ответ: А Б В Г Д


8.

Установите соответствие между примерами и видами налогов в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

А) земельный налог

Б) государственная пошлина

В) налог на доходы физических лиц

Г) налог на игорный бизнес

Д) транспортный налог

Виды налогов и сборов в РФ

  • местные
  • региональные
  • федеральные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующим буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 3 3 2 2


9.

  • Факторный доход- рента
  • Факторный доход- прибыль

Ответ:


9.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Факторы производства». Один из слайдов называется «Земля как фактор производства». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

  • Деятельность людей по производству товаров и услуг
  • Все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ
  • Факторный доход- рента
  • Ограниченность ресурса обусловлена численностью трудоспособного населения
  • Факторный доход- прибыль
  • Ограниченность ресурса обусловлена разведанным объёмом полезных ископаемых, водных и других ресурсов

Ответ: 2 3 6.


Ответ:


10. На графике отражено изменение спроса на школьную форму на соответствующем рынке: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. Р- цена товара,Q- количество товара.

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Снижение доходов потребителей
  • Принятие закона об обязательной школьной форме
  • Увеличение таможенных пошлин на импортные ткани
  • Повышение цен на энергоносители
  • Скорое начало учебного года в школах

Ответ: 2 5.


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Социализация связана с освоением индивидом новых социальных ролей.
  • Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.
  • Агентами социализации являются только организации, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
  • Агентами вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
  • Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

Ответ: 1 4.


Ответ:


12.В ходе социологических опросов гражданам предлагали определить характер их отношений с властью. Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены на диаграмме.

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Доля тех, кто отметил, что добивается от власти всего необходимого, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.
  • Среди 25-летних тех, кто отметил, что полагается только на себя, избегает контактов с властью, больше тех, кто отметил, что их жизнь полностью зависит от власти.
  • Равные доли 50-летних отметили, что их жизнь полностью зависит от власти и что они полагаются только на себя.
  • Доля тех, кто затруднился с ответом, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.
  • Доля тех, кто отметил, что полагается только на себя, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних

Ответ: 1 2 3


13.

Ответ:


13.

Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Государство создаёт правовые нормы.
  • К основным признакам любого государства относится наличие политических партий и территория, на которую распространяется власть.
  • Государство как политический институт ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов.
  • Государство обладает суверенитетом и правом законного принуждения граждан к выполнению его воли.
  • Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.

Ответ: 1 3 4.


14.

Вопросы

Г) федеральный бюджет

Субъекты власти РФ

  • только федеральный центр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопросы

А) государственные награды и почётные звания РФ

Б) координация вопросов здравоохранения

В) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

Г) федеральный бюджет

Д) кадры судебных и правоохранительных органов

Субъекты власти РФ

  • только федеральный центр
  • федеральный центр и субъекты РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 2


15.

Ответ:


15.

В государстве Z состоялись парламентские выборы, в которых приняли участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Найдите в приведённом ниже списке признаки того, что выборы проходили по пропорциональной системе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей
  • предусмотрено голосование по одномандатным округам
  • победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах
  • голосование проводится по спискам политических партий
  • возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов
  • создаётся общенациональный избирательный округ

Ответ: 1 4 6.


16.

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • право участвовать в управлении делами государства
  • право на свободу и личную неприкосновенность
  • право на личную и семейную тайну
  • право на свободу передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
  • право на труд

Ответ: 2 3 4.


17.

Ответ:


17.

Выберите верные суждения о налогоплательщиках, их правах обязанностях в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Налогоплательщиками выступают физические и юридические лица.
  • Основным правом налогоплательщиков является уплата налогов.
  • Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Гражданском кодексе РФ.
  • Налогоплательщики вправе пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательными актами.
  • Налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Ответ: 1 4 5.


18.

Действия

  • права
  • обязанности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Действия

А) вести коллективные переговоры

Б) добросовестно исполнять свои трудовые функции, возложенные на него трудовым договором

В) выполнять установленные нормы труда

Г) участвовать в управлении организацией

Д) получать полную достоверную информацию об условиях труда

Элементы правового статуса работника в РФ

  • права
  • обязанности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 1


19.

Ответ:


19.

На уроке обществознания учащиеся выявляли особенности административного права. Какие черты этой отрасли российского права они должны были выявить? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие черты.

  • Эта отрасль права регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.
  • К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят штраф, пожизненное лишение свободы.
  • В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных поступков людей.
  • В правоотношениях, регулируемых этой отраслью права, воля одной из сторон главенствует над волей другой стороны.
  • Пример нормы данной отрасли права: гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим в себя фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
  • К видам наказания за нарушение норм этой отрасли права относят конфискацию (изъятию) орудия совершения или предмета правонарушения.

Ответ: 1 4 6.

20.

Вставьте пропущенные слова:

Список терминов:

  • духовная 6) социум
  • природа 7) общественный
  • социология 8) решение
  • Система

Ответ: А Б В Г Д Е

20.

Вставьте пропущенные слова:

«Общество как____(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в ______(Б), все они являются частью единого комплекса- такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самоё существование социального мира. Сложная система социальных связей и_______(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое________(Г), мы сможем проследить эти последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере_____(Д)культуры. Основными типами социальных связей выступают_________(Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами.»

Список терминов:

  • духовная 6) социум
  • природа 7) общественный
  • социология 8) решение
  • функциональный 9) взаимодействие
  • Система
  • В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ: А Б В Г Д Е

5 2 9 8 1 4


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В разное время экономисты предлагали различные теории, объясняющие колебания деловой активности. Авторы некоторых концепций утверждают, что крупные технические новшества, такие, как железные дороги, автомобили или синтетические волокна, оказывают большое влияние на инвестиции и потребительские расходы, а следовательно, на производство, занятость и уровень цен. Но такие крупные нововведения появляются нерегулярно, что и объясняет очевидную нестабильность экономической активности.


Часть 2.

Другие учёные видят причины экономических циклов в политических или случайных событиях. Войны, например, в экономическом смысле- явление весьма разрушительное. Поистине неисчерпаемый спрос на военную продукцию во время военных действий может привести к сверхзанятости и острой инфляции, за которыми после наступления мира и сокращения военных расходов обычно следует экономический спад.


Часть 2.

Есть и такие экономисты, которые считают цикл чисто монетарным явлением. Когда правительство выпускает слишком много денег, возникает инфляционный бум; недостаточное количество денег ускоряет падение производства и рост безработицы.

Несмотря на такой разброс мнений, фактором, непосредственно определяющим уровни внутреннего производства и занятости, большинство экономистов единодушно считают уровень общих, или совокупных, расходов. В рыночной экономике предпринимательский сектор производит товары и услуги только в том случае, если их можно продать с прибылью.


Часть 2.

При низком уровне общих расходов большинству фирм окажется невыгодно производить товары и услуги в больших объёмах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда экономика достигает полной занятости ресурсов, это затрудняет дальнейший рост реального производства и дополнительные расходы просто повышают уровень цен.


Часть 2.

Не все колебания деловой активности объясняются экономическими циклами. Существуют сезонные колебания деловой активности. Например, значительное повышение покупательского спроса перед Рождеством или Пасхой ежегодно вызывает реальные перепады уровня деловой активности, в особенности в розничной торговле. Сельское хозяйство, автомобильная промышленность, строительство также в той или иной степени подвержены сезонным колебаниям.

Деловой активности присуща и долговременная тенденция развития, то есть длительный подъём и спады в течение, например, 25, 50 или 100 лет…Сейчас важно подчеркнуть, что для экономического цикла характерны колебания деловой активности при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.


21.

Какие три выдвинутые учёными-экономистами причины экономических циклов названы в тексте? Какое затруднение, возникающее при достижении полной занятости ресурсов, упомянуто в тексте? Как авторы характеризуют долговременную тенденцию развития?


21.

Ответ:

  • нерегулярность крупных технических нововведений; политические или случайные события; инфляционный бум из-за избыточного выпуска денег правительством;
  • когда экономика достигает полной занятости ресурсов, это затрудняет дальнейший рост реального производства и дополнительные расходы просто повышают уровень цен;
  • длительные подъёмы и спады в течение, например, 25, 50 ли 100 лет.

22.

Какие примеры сезонных колебаний деловой активности приведены в тексте? Предположите, почему в данных примерах выделяется активность в розничной торговле. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример сезонных колебаний активности в сфере услуг и объясните причину колебаний.


22.

Ответ:

  • значительное повышение покупательского спроса перед Рождеством или Пасхой;
  • это связано с культурными традициями, с тем, что потребители приобретают подарки и элементы праздничного декора;
  • летний и новогодний рост деловой активности в сфере туризма может объясняться наступлением периода отпусков и каникул, которые семьи стремятся провести в курортных местах.

23.

Какой признак предпринимательской деятельности приведён в тексте? Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые другие два признака предпринимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждый из них.


23.

Ответ:

  • Направленность на получение прибыли;
  • -инициативность деятельности (например, граждане Z и Y основали в сельскохозяйственном регионе страны фирму по производству соков и фруктовых консервов);

Рисковый характер деятельности (например, продукция фирмы В. не пользовалась спросом у потребителей, попытки владельцев бизнеса найти новые рынки сбыта своей продукции не увенчалась успехом, фирма обанкротилась и была ликвидирована.


24.

Как правительство в условиях рынка может стимулировать устойчивый экономический рост? Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите любые три меры.


24.

Ответ:

  • низкие налоги с предприятий;
  • минимизация административных процедур в сфере бизнеса;
  • проведение протекционистской политики;
  • реализация государственных программ, направленных на развитие инфраструктуры, структурные изменения в экономике.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения социальных групп, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальны групп в обществе.


25.

Ответ:

  • относительно устойчивое объединение людей, имеющих общие социальные признаки;
  • по размеру и численности выделяют группы большие и малые;
  • социальная группа выполняет интегративную функцию, она состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

26.

Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества.


26.

Ответ:

1) в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны делает свои прогнозы (СМИ размещает различные аналитические материалы, отражающие социальные реалии);

2) телеканалы и центральные газеты в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести до телезрителей/читателей свои политические программы (СМИ помогают избирателю сориентироваться в позиции того или иного кандидата накануне выборов);

3) на телевизионное политическое ток-шоу были приглашены лидеры оппозиционных партий); (СМИ предоставляют оппозиции возможность высказывать свою точку зрения);

4) Группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известным политиком (СМИ осуществляет политические расследования).


27.

Алина подала иск об установлении отцовства гражданина М. в отношении своих несовершеннолетних детей. В рамках какого судопроизводства может быть разрешён этот спор? Как называются стороны в данном судопроизводстве? (Назовите обе стороны и укажите, кто из названных участников данного спора относится к каждой из них.) Назовите ещё две категории дел, подведомственных этому суду.


27.

Ответ:

  • гражданское;

2)-истец (Алина);

-ответчик (гражданин М.);

  • об ограничении права дееспособности;
  • о расторжении брака.

28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

  • Наука как особая система знаний о мире.
  • Функции науки:

а) познание мира и объяснение законов его развития;

б) мировоззренческая;

в) производственная;

г) прогностическая и др.

3. Система научных организаций:

А) академии;

б) научно-исследовательские центры, институты;

в) университеты и др.

4. Виды наук:

а) естественные;

б) точные;

в) социальные;

г) гуманитарные и др.

5. Проблемы социальной ответственности учёных и научной этики.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год

Тема 4: МАЛАЯ ГРУППА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОЦ.ЦЕННОСТИ И НОРМЫ.

Часть 1

Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности , к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫСОЦИАЛЬНОЙМОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего

к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

ВИДЫСОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. горизонтальная

2. вертикальная

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите циф ры , под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда происходитстихийно.

2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норми образцовповедения.

3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшееокружение: семья, друзья,ровесники.

4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норми ценностей, выработанных коллективнымсознанием.

5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретномобществе.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Демографическая группа; 2) профессиональная группа; 3) малая группа; 4) большая группа; 5) социальнаягруппа.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовнаякультура .

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают,что социальный(А) может быть эффективнымлишь в томслучае,когдаонпридерживается«золотойсередины»междусвободойвыбораи

(Б) за него. Действенность социального контроляобеспечиваетсяглавным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей,истабильности(В).

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимаетсясовокупностьсоциальных(Г),которыерегулируют деятельностьлюдей.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратитьинициативуи(Д)припринятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутреннийконтроль,или(Е)».

Cписок те рминов:

1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) властность 5) гражданин 6) механизм 7) самостоятельность 8) самоконтроль 9) статус

Часть 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, и одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ

В при­ня­том в 1903 г. уста­ве РСДРП указывалось: «Членом Рос­сий­ской социал-демократической ра­бо­чей пар­тии счи­та­ет­ся всякий, при­ни­ма­ю­щий её программу, под­дер­жи­ва­ю­щий пар­тию ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми и ока­зы­ва­ю­щий ей ре­гу­ляр­ное лич­ное со­дей­ствие под ру­ко­вод­ством одной из её организаций… Каж­дый член пар­тии и вся­кое лицо, име­ю­щее какое-либо дело с партией, впра­ве требовать, чтобы его за­яв­ле­ние в под­лин­ном виде было до­став­ле­но в ЦК или в ре­дак­цию Цен­траль­но­го Органа, или пар­тий­но­му съезду».

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в дан­ном документе?

К ка­ко­му типу со­ци­аль­ных норм от­но­сят­ся по­ло­же­ния документа?

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие любые три типа со­ци­аль­ных норм.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ЭССЕ

«Процесс социализации - вхож­де­ние в со­ци­аль­ную среду, при­спо­соб­ле­ние к ней, осво­е­ние определенных ролей и функций, ко­то­рое вслед за сво­и­ми предшественниками по­вто­ря­ет каждый от­дель­ный индивид на про­тя­же­нии всей ис­то­рии своего фор­ми­ро­ва­ния и развития» (Б. Д. Парыгин).

«Процесс со­ци­а­ли­за­ции в про­стых и слож­ных обществах про­те­ка­ет неодинаково» (И. Робертсон).

«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)

1 вариант

  1. цифры , под которыми они указаны.
  1. Социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
  2. Агентами социализации выступают конкретные люди и организации.
  3. Социализация может быть связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса.
  4. Первичная социализация начинается с поступлением ребёнка в образовательную организацию.
  5. Агенты первичной социализации выполняют одну – две функции.

«и ролей, накопления жизненного опыта, продолжающийся всю жизнь, развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром, процесс усвоения культурных норм».

  1. Установите соответствие между примерами и типами адаптивного поведения:

Примеры поведения Типы адаптации

  1. Повышают квалификацию а) понижающая
  2. Винят других в своих неудачах б) повышающая
  3. Делают вид, что ничего не изменилось в) разрушающая
  4. Берутся за работу более низкой квалификации. г) изолирующая
  1. Назовите термин:
  1. усвоение новых норм взамен старых
  2. люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

А) Первичная 1) семья

Б) Вторичная 2) лечащий врач

3) ректор

4) тренер

5) сотрудник телевидения

6) учителя

  1. Написать эссе: «Человек отражается в своих поступках» Ф.Шиллер

Проверочная работа по теме «Социализация индивида»

  1. вариант
  1. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры , под которыми они указаны.
  1. Социализация – это процесс, обеспечивающий вхождение человека в общество.
  2. Социализация преимущественно направлена на формирование индивидуально-неповторимых качеств личности.
  3. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.
  4. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
  5. Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностям является основной составляющей социализации.
  1. С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации индивида.
  2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об агентах социализации, и одно предложение, характеризующее деятельность одного из агентов.
  3. Из приведенных букв, слов и словосочетаний составьте и напишите определенное обществоведческое понятие, а также назовите его:

«поведения, процесс, культурных индивидом. социальных норм, ценностей, к которому он принадлежит, усвоения, образцов общества».

  1. Установите соответствие между примерами и этапами социализации:

Примеры поведения Типы адаптации

  1. Период нравственного становления человека а) детство
  2. Наиболее активный в жизни человека б) юность
  3. Интенсивность социализации падает в) зрелость
  4. Осваивает нормы поведения и взаимоотношения г) старость
  1. Назовите термин:
  1. существа, выросшие в социальной изоляции и воспитанные в сообществе животных.
  2. утрата личностью навыков социального поведения.
  1. Установить соответствие между видами социализации и агентами:

А) Первичная 1) родители

Б) Вторичная 2) директор школы

3) близкие друзья

4) тренер

5) спортивный клуб

6) родственники

  1. Написать эссе: «Человек есть не что иное, как ряд его поступков» Г.Гегель

Похожие публикации