Сущность бюджетно-налоговой политики, ее механизмы. Государственный бюджет. Налогово-бюджетная политика государства Эффектом автоматической налогово бюджетной политики является сокращение

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Государственные доходы - это часть, уделяемая каждым гражданином из своего имущества для того, чтобы спокойно пользоваться остальным.

Шарль Монтескье

Государственные финансы, их признаки, функции и роль в экономике.

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы. Доходы и расходы государственного бюджета.

Бюджетный дефицит и причины его возникновения. Внешний и внутренний государственный долг.

Фискальная политика. Налоги и налоговая система. Принципы построения налоговой системы.

Системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

Экономический смысл кривой Лаффера. Дискреционная и автоматическая фискальная политика.

Вы уже поняли, что для успешного решения государством своих задач, о которых мы говорили в прошлой теме, ему необходимы огромные денежные средства, называемые государственными финансами.

Сам термин финансы произошел от лат. financia, что значит «платеж», доход. Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии в XIII-XV вв. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта.

Таким образом, финансы - это не просто денежные средства государства, а именно экономические отношения, возникающие по их поводу, ведь деньги надо в определенном порядке собрать, рационально распределить по различным фондам (например, пенсионный фонд, фонд развития науки, образования, поддержки малого бизнеса и т.д.) и эффективно использовать.

Признаки финансов:

  • - денежная форма выражения;
  • - распределительный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена;
  • - распределение ВНП и НД через специальные фонды.

Функции финансов следующие:

  • 1) аккумулирующая - создание материальной основы существования государства и обеспечение его функционирования;
  • 2) регулирующая - стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем;
  • 3) распределительная - формирование и использование денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, специальные фонды, фонды предприятия;
  • 4) контрольная - обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.

Совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих государству выполнение его экономических и политических функций, называется финансовой системой. В современных условиях она состоит из четырех звеньев: государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов.

Финансовая система большинства государств, в том числе и России, сегодня строится на принципе фискального федерализма , когда принцип фискального федерализма: функции отдельных звеньев финансовой системы должны быть четко разграничены. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, - расходы на оборону, космос, внешних сношениях государства. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.д. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный (федеральный) бюджет.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Он состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше всего из своих доходов.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источники государственного бюджета:

  • - прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%;
  • - государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;
  • - эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование расходов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

(баланс доходов и расходов государства)

А. Вилдавски: «Основной фактор, предопределяющий размер государственного бюджета на будущий год, - это размер бюджета прошлого года».

Государственные бюджеты утверждаются парламентами, т.е. высшей законодательной властью страны, тогда как правительство отвечает лишь за исполнение бюджета.

Такое разделение прав и обязанностей между исполнительной и законодательной властью помогает поставить расходование средств налогоплательщиков под контроль высшей выборной власти и избежать бесконтрольной траты денег государственными чиновниками.

Из государственного бюджета осуществляются следующие выплаты:

Ассигнования - выдача денежных средств из госбюджета на содержание предприятий и учреждений.

Субсидии - вид государственного денежного пособия общего назначения, предоставляемого государством организациям, учреждениям.

Субвенции - вид государственного финансового пособия местным органам власти, предоставляемого на конкретные цели.

Дотации - вид государственного пособия организациям, предприятиям для покрытия убытков и целей поддержки.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Такое состояние бюджета называют сбалансированным. Однако в реальной действительности расходная часть бюджетов большинства стран, как правило, превышает доходную, и тогда говорят о бюджетном дефиците.

О том, что проблема дефицитности государственного бюджета для России отнюдь не нова, убедительно свидетельствует выдержка из статьи, опубликованной в сентябре 1909 г. газетой «Московский еженедельник» (редактор-издатель - князь Е.Н.Трубецкой) и посвященной обсуждению в Государственной Думе бюджета на следующий финансовый год: «Сопоставление потребностей государства на ближайшие годы с его возможными ресурсами не оставляло у беспристрастного слушателя никаких сомнений в том, что российский бюджет вступил в полосу хронических дефицитов, избавиться от которых возможно лишь путем героических усилий».

Есть две главные причины возникновения бюджетного дефицита. Во-первых, из-за сознательных действий правительства, которое в силу необходимости решило тратить больше, чем имеется доходов. Такой дефицит называют активным бюджетным дефицитом.

Во-вторых, бюджетный дефицит может возникнуть вследствие экономического спада и снижения реального национального дохода, из-за чего сократятся доходы бюджета. Такой дефицит называется пассивным бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим явлениям, типа инфляции, кризиса, безработицы, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами рыночной экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и развитию.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает, что экономика здорова. Все зависит от причин возникновения дефицита и направлений расходов государственных денежных средств. Если суммы превышения расходов над доходами направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т.е. расходуются эффективно, то в будущем рост производства с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.

Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к нарастанию отрицательных моментов в экономике, и прежде всего, к инфляции.

Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы:

  • 1. Сокращение бюджетных расходов, поскольку общество должно жить по средствам. Однако этот путь бывает весьма болезненным, так как чаще всего он «бьет» по социальным программам.
  • 2. Изыскание источников дополнительных доходов за счет либо увеличения налогов и их собираемости, либо за счет более продуманного и гибкого налогообложения.
  • 3. Выпуск необеспеченных денег, используемых для финансирования государственных расходов («сеньораж» - печатанье денег). Это наиболее легкий, но и одновременно самый порочный способ балансировки бюджета.
  • 4. Одалживание денег у граждан, банков, других государств.

Каким бы странным это ни показалось, на первый взгляд, но

чаще всего государству, подобно гражданину или фирме, при нехватке денег легче всего их одолжить. У кого? Прежде всего, у собственного, т. е. государственного, банка. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены.

Кроме того, изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которое оно, как владелец этого банка, могло бы получить от кредитования частных фирм. Поэтому, оказывается, выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны. Наиболее часто это делается с помощью продажи облигаций государственных займов или краткосрочных казначейских векселей.

В стране, ведущей разумную экономическую политику и заботящейся об авторитете государства как должника, государственные ценные бумаги являются самым надежным способом вложения временно свободных денег. Однако в долговременном плане эта мера не спасает бюджет, она лишь переводит бюджетный дефицит в разряд государственного долга, ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как долговые обязательства государства.

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Сюда входят сам долг плюс начисленные по нему проценты.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. Это долговые обязательства правительства, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, которые могут иметь форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Обычно в государственном долге видятся две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и во-вторых, опасность переложения долгового бремени на будущие поколения.

По поводу первой опасности можно отметить следующее: никто не может запретить правительству выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из рефинансирования (при наступлении срока погашения облигаций правительство продает новые облигации, используя выручку для выплаты держателям погашенных облигаций); взимания новых налогов (с целью выплаты процентов по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых денег.

Что касается второй опасности, то специфика внутреннего долга такова, что страна должна как бы сама себе. В большинстве случаев внутренний долг - это только отношения между гражданами страны.

Реальные же негативные последствия государственного долга следующие:

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения, т. е. кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов производства, снизить интерес к вложениям в рискованные предприятия, в НИОКР и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет заем на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента и сокращению частных инвестиций, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения в завтрашнем дне страны. В России объем государственного долга увеличился с 11,8% ВВП в 2010 г. до 18% ВВП в 2013 г.

Не случайно, было сказано о том, что правительства всех стран стремятся к сбалансированности государственного бюджета, ведь профицит бюджета, т.е. превышение доходов над расходами, является для страны, его имеющей, также не простой проблемой.

В связи с ростом мировых цен на нефть и газ Россия столкнулась с проблемой превышения доходов бюджета над его расходами. В 2007 г. в России был принят трехлетний бюджет на 2008-2010 гг. В нем прогнозировалось, что в 2008 и 2009 гг. федеральный бюджет будет исполнен с профицитом, а в 2010 г. расходы и доходы сравняются.

На 2011 г. в России был принят бюджет с дефицитом: доход должен был составить 10,3 трлн руб., расход - 11 трлн. руб. Однако при его реальном исполнении доходы превысили расходы. На практике такая ситуация часто встречается у стран - экспортеров сырья.

Рост профицита бюджета означает снижение государственных расходов, что может стать одной из причин замедления инфляции. Это хороший инструмент для борьбы с монетарной инфляцией, когда есть стабильный приток капитала. Но есть и обратная сторона медали: профицит бюджета также означает изъятие денег из экономики. В условиях, когда наблюдается отток капитала, профицит бюджета становится проблемой.

Если в 2007 г. от нефти и газа Россия получила доходы в 8,85% от ВВП, а в 2008 г. - 11,25%, то в 2009 г. - 9,1% (4,695 трлн, руб.), в 2010 г. - 7,7% (4,526 трлн. руб.). В связи со снижением нефтегазовых доходов из-за мирового финансового кризиса стране пришлось сокращать свои расходы после 2008 г.

Понятно, что правительство должно неустанно думать о пополнении бюджета и рациональном расходовании бюджетных средств. Такая деятельность еще со времен Древнего Рима традиционно называется фискальной политикой, поскольку фиском римляне называли ведомство, аналогичное современным министерствам финансов.

Фискальная политика - это использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения социальных задач. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика тесно связана с госбюджетом, но у нее при этом свой особый (налоговый) акцент. Именно поэтому другое ее название - налогово-бюджетная политика.

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало в библейские времена и было неплохо организовано.

Библия, Бытие, 47.26.: «И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая

только землю жрецов, которая не принадлежала фараону».

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачиваются в доход государства юридическими и физическими лицами.

А.Смит : «Налоги для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы».

Налоги носят не только обязательный характер, но и принудительный и безвозмездный. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Р. У. Эмерсон: «Из всех видов долгов человек менее всего склонен платить налоги».

Налог изымается только из дохода налогоплательщика, т.е. он не должен затрагивать капитал, или же будет нарушено нормальное воспроизводство.

Налоговая система строится, исходя из следующих принципов:

Всеобщность

охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно правовой формы;

Стабильность

устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность

взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли;

Обязательность

принудительность налога; неизбежность его выплаты; самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость

установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на уплачиваемые юридическими и физическими лицами.

Необходимо различать источник и объект налогообложения. Источник, независимо от объекта налогообложения, - чистый доход общества.

Объект налогообложения - это количественно измеримый экономический феномен, который служит базой для начисления налогов.

Объектом налогообложения являются:

  • - доход (с предприятия или населения);
  • - имущество (недвижимое и движимое);
  • - передача имущества в наследство, при дарении, а также определенные виды сделок (операции с ценными бумагами) и вывоз товаров за границу (таможенные пошлины).

По способам взимания налоги делятся на две основные группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельцев имущества, получателей доходов.

Косвенные налоги взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

Но такое деление не совсем точно, поскольку прямые налоги через повышение цен могут перекладываться на потребителя.

Тысячелетняя история пошлин, сборов, податей позволила, в конце концов, сформулировать три основных принципа построения налоговых систем. В соответствии с этими принципами налоговые системы могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными.

Прогрессивная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества.

Прогрессивное налогообложение использовалось в России в период начала реформ. Например, при взимании налога на личный доход в 1995 г. годовые доходы граждан до 1 млн руб. облагались налогом по ставке 12%, а свыше 1 млн руб. - уже по более высокой.

Применение такой системы означало, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные. С 2001 г. в России действует единый пропорциональный подоходный налог - 13% - независимо от величины дохода.

Пропорциональная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.д.)

Пропорциональное налогообложение применяется в России, например при обложении прибылей фирм: все они платят налог в размере 20%, не зависимо от суммы полученной прибыли (до 1 января 2009 г. - 24%).

Регрессивная система налогообложения - метод взимания налогов, при котором предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

Регрессивным налогом в России является, например налог на добавленную стоимость (НДС). С точки зрения фирм, которые его платят, он может быть отнесен к пропорциональным (ставка одинакова с любой суммы НДС). Однако по отношению к доходам граждан, которые являются реальным конечным плательщиком этого налога, он выступает как регрессивный.

Малоимущие все деньги тратят на покупку товаров, и поэтому все их доходы проходят через сито НДС. Богатые же граждане часть денег откладывают в сбережения, а значит, эти деньги уходят от обложения НДС. Поэтому получается, что, чем богаче граждане, чем больше их сбережения, тем ниже реальная ставка НДС по отношению к общей сумме их заработков.

Регрессивным можно считать и Единый социальный налогЕСН. ЕСН поступает в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды - Фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Какой бы совершенной ни казалась введенная система налогообложения ее авторам, налогоплательщики всегда стремятся переложить их на плечи других сограждан.

В Голландии власти придумали налог на дома, пропорциональный ширине стены, выходящей на улицу. Ответом на это стал дом, возведенный в столице страны - Гааге - и ставший сейчас одной из достопримечательностей города: его фасад имеет ширину 1 м (!), но зато дом глубоко уходит во двор - в необложенное налогом пространство.

В Англии в прошлом веке ввели налог на хвосты рабочих собак. В ответ люди стали купировать хвосты своим собакам, чтобы уйти от налогов. А потом вообще вывели породу с минимальными хвостиками - бобтейл еров, что в переводе с английского и означает «куцый хвост».

С другой стороны, вполне понятно стремление государства увеличить поступления в бюджет, повысив налоговую ставку.

Ш. Монтескье: «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается».

Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.

Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть получен и при высокой, и при низкой налоговой ставке. Графической иллюстрацией этого положения является кривая Лаффера.

Кривая Лаффера показывает, что при повышении ставки налога доходы государства вначале увеличиваются, но только до определенной границы в точке М, после прохождения которой доходы от налоговых поступлений начинают уменьшаться.

Налоговые доходы государства и при высокой ставке в точке N , и при более низкой в точке L одинаковы. Однако в первом случае величина налоговой ставки не стимулирует спрос и производство, а во втором создает стимулы к работе, сбережениям и инвестициям.

На практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в период президентства Рейгана. Хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, одновременно оно затруднило реализацию социальных программ.

Кривая не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступления максимальны, ибо такая ставка налогов различна для разных стран и зависит от многих факторов: размеров и структуры госсектора экономики, типа фискальной политики и других.

Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (подоходный налог - до 55,5%, единый социальный налог - 32,8%, налог на добавленную стоимость - 25%), в США никто бы не стал работать в легальной экономике.

Фискальная политика складывается из двух направлений: дискреционной фискальной политики и автоматической.

Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

В соответствии с рекомендациями Кейнса после Великой Депрессии все западные страны начали осуществлять дискреционную фискальную политику, которая затем разделилась на три типа: расширительную, ограничительную и антициклическую в зависимости от конкретной экономической ситуации.

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей, т.е. находится в состоянии рецессии, спада. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

Ограничительная фискальная политика проводится в случае неожиданного повышения совокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос.

Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.

Дискреционную фискальную политику иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только подготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, ситуация стала «старой», и уже надо разрабатывать новый законопроект. Экономисты называют такие запаздывания лагами.

Более того, при осуществлении дискреционной фискальной политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые решения.

Дело в том, что сам процесс формирования такой политики, как по своему содержанию, так и по форме в огромной мере является политическим процессом. В нем участвуют различные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равнодействующей интересов политических сил.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика.

Автоматическая фискальная политика предполагает экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Такие экономические механизмы называют также встроенными стабилизаторами , ибо они предусмотрены законами и встроены в расходную часть бюджета. Вот основные из них:

  • 1. Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения таких пособий падают из-за общего снижения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъема, наоборот, объем таких выплат снижается, что тормозит совокупный спрос и дает возможность экономить бюджетные средства.
  • 2. Налоги на прибыль корпораций. Прибыль - самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно также резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот.
  • 3. Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний.

Борьба между сторонниками расширительной и ограничительной фискальной политики началась в России с момента запуска реальных реформ в начале 90-х гг. Эта борьба продолжается с переменным успехом по сей день, поскольку чрезвычайно трудно заранее предсказать, какая именно политика (и с какими именно количественными параметрами) окажется для развития страны наиболее полезной. Искать решения приходится на ходу.

На практике денежная и фискальная политика государства оказываются тесно взаимосвязанными. Меры правительства по финансированию дефицита бюджета ведут, прежде всего, к увеличению денежной массы, так как используются кредиты Центрального банка, что сопровождается мультипликационным эффектом расширения банковских депозитов. При этом методы денежной политики осуществляются оперативно и гибко в отличие от мер фискальной политики, которые требуют длительных согласований между законодательными и исполнительными органами, что понижает их эффективность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Дайте определение государственных финансов. Каковы их основные признаки?
  • 2. Перечислите функции финансов. Раскройте их содержание.
  • 3. Назовите основные звенья финансовой системы.
  • 4. Что такое фискальный федерализм? Почему этот принцип применяется во всем мире при построении финансовой системы?
  • 5. Перечислите статьи доходов и расходов государственного бюджета. Какие из перечисленных являются наиболее важными?
  • 6. Что можно считать источниками госбюджета?
  • 7. Дайте определение сбалансированного и дефицитного бюджета.
  • 8. Можно ли однозначно утверждать, что бездефицитность бюджета означает, что экономика здорова?
  • 9. Какие вы знаете способы преодоления бюджетного дефицита?
  • 10. В чем заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?
  • 11. Что входит в понятие «государственный долг»? Опасен ли он для национальной экономики в целом?
  • 12. Дайте определение налогу: а) прогрессивному, регрессивному и пропорциональному; б) прямому, косвенному.
  • 13. Каковы принципы построения налоговой системы?
  • 14. Что может служить объектом налогообложения?
  • 15. Раскройте экономический смысл кривой Лаффера. Почему она имеет такую форму?
  • 16. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Какие ее виды вы знаете?
  • 17. Каковы основные мероприятия правительства в области: а) расширительной фискальной политики в период экономического спада; б) ограничительной фискальной политики в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом?
  • 18. В чем отличие автоматической фискальной политики?
  • 19. Как вы понимает термин «встроенные стабилизаторы»?
  • 20. Назовите основные цели фискальной политики?
  • 21. В чем состоит связь фискальной и монетарной политики государства?

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  • 1. Наиболее распространенными принципом налогообложения является уплата налогов пропорционально получаемым выгодам и пропорционально полученным доходам. Перед местными органами власти стоят следующие задачи:
    • а) строительство универсама;
    • б) реконструкция музея;
    • в) сооружение кегельбана и теннисного корта;
    • г) техническое перевооружение местной больницы.

Какой из принципов налогообложения вы предложили бы для финансирования этих расходов?

  • 2. Выделите в порядке значимости четыре основных источника дохода государственного бюджета развитых стран:
    • а) доходы от государственной собственности;
    • б) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;
    • в) налог на наследство;
    • г) налог на добавленную стоимость;
    • д) таможенные пошлины;
    • е) налог на имущество;
    • ж) социальные взносы;
    • з) налог на операции с ценными бумагами;
    • и) налог на прибыль компаний;
    • к) налог на личные доходы.
  • 3. Назовите в порядке значимости три главных статьи расходов государственного бюджета из перечисленных ниже:
    • а) административно-управленческие расходы;
    • б) выплаты по государственному долгу;
    • в) займы и помощь иностранным государствам;
    • г) расходы на социальные услуги: пенсии, пособия, здравоохранение, образование;
    • д) оборона;
    • е) затраты на хозяйственные нужды;
    • ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРА

  • 1. Как вы считаете, почему фирма-монополист не может полностью переложить увеличение своего налогового бремени на потребителей за счет повышения цен? Поясните графически существующие ограничения.
  • 2. Некоторое время назад шведские власти забили тревогу: шведы вместо обычных 11 трудовых месяцев в году стали работать только 10. Может быть, сильно утомляются? «Вроде, нет» - ответили врачи. И тогда власти обратились к экономистам. Те быстро нашли корень зла. Попробуйте и вы догадаться, помня, что Швеция - это страны с высокими и прогрессивными налогами, через которые уже давно распределяется свыше 50% ВНП. Подумайте, почему этот эффект в экономической истории получил название «шведской безработицы»?
  • 3. Предложите варианты использования налоговых льгот для уменьшения загрязнения окружающей среды.
  • 4. Какие решения в сфере налоговой политики в соответствии с экономической теорией приведут к росту предложения на рынке труда?
  • 5. Какие меры из нижеприведенных, по вашему мнению, могут в наибольшей мере препятствовать росту бюджетного дефицита? Что бы вы могли предложить для его сокращения? Означает ли «бездефицитность» бюджета, что экономика полностью здорова?
  • - снижение ставки собираемых налогов и снижение размеров трансфертных платежей;
  • - повышение учетной ставки процента с одновременным возрастанием нормы резерва коммерческих банков;
  • - увеличение налоговой ставки с одновременным снижением нормы резерва коммерческих банков;
  • - повышение ставки на собираемые налоги и увеличение размеров трансфертных выплат.

ТЕСТЫ

  • 1. Дефицит госбюджета является следствием:
    • а) фискальной и денежно-кредитной политики;
    • б) денежно-кредитной политики;
    • в) циклических колебаний в экономике;
    • г) фискальной политики.
  • 2. Примером автоматического стабилизатора является:
    • а) сознательное изменение налоговых ставок;
    • б) пособие по безработице;
    • в) устранение дотаций угольной промышленности;
    • г) принятие программы экономического развития районов Севера.
  • 3. Реальная ценность суммы налогов, получаемых государством в условиях инфляции, как правило:
    • а) растет;
    • б) уменьшается;
    • в) не меняется;
    • г) никак не связана с инфляцией.
  • 4. К более равномерному распределению богатства в России, вероятнее всего, приведет:
    • а) введение 5%-ного налога на продажи;
    • б) увеличение акциза на водку;
    • в) отмена государственных дотаций на хлеб и молоко;
    • г) увеличение в два раза акцизного сбора за продажу автомобилей.
  • 5. Специальный налог на сигареты, увеличивающий их цену с целью ограничения курения, называется:
    • а) налогом с оборота;
    • б) налогом на продажи;
    • в) акцизом;
    • г) прямым налогом.
  • 6. Какие из налогов скорее всего изменят структуру потребительского выбора различных продуктов:
    • а) налог с оборота;
    • б) акциз;
    • в) подоходный налог с граждан;
    • г) налог на прибыль.
  • 7. Те, кто считают, что должны платить налоги в зависимости от их платежеспособности, предпочли бы:
    • а) акцизы;
    • б) налог с оборота;
    • в) прогрессивный подоходный налог;
    • г) налог на недвижимость.
  • 8. Правительство может снизить налоги для того, чтобы:
    • а) замедлить темпы инфляции;
    • б) замедлить быстрый рост процентных ставок;
    • в) сократить расходы предпринимателей на здания и оборудование;
    • г) увеличить потребительские расходы и стимулировать экономику.
  • 9. Дж.М. Кейнс был сторонником:
    • а) ежегодно сбалансированного госбюджета;
    • б) неограниченного бюджетного дефицита;
    • в) минимального участия правительства в фискальной политике;
    • г) применения бюджетного дефицита во всех случаях, когда фактический ВНП ниже потенциального ВНП.
  • 10. Чем выше доход, тем выше ставка налога, это:
    • а) прогрессивная форма налогообложения;
    • б) пропорциональная форма налогообложения;
    • в) регрессивная форма налогообложения;
    • г) подобная ситуация относится ко всем формам налогообложения.

БЛИЦ-ОПРОС

  • 1. Автоматические стабилизаторы не могут полностью устранить циклические макроэкономические колебания.
  • 2. Фискальная политика не может спровоцировать существенную инфляцию.
  • 3. Изменение ставки процента не влияет на совокупный спрос, но воздействует на изменение абсолютной величины налоговых поступлений.
  • 4. Фискальная политика применяется для изменения денежной массы.
  • 5. Вследствие экономических лагов (задержек) фискальная политика не играет никакой роли для макроэкономической стабилизации.
  • 6. Исполнительная власть (правительство) может произвольно изменять фискальную политику в любую сторону.
  • 7. Дефицит государственного бюджета не имеет долгосрочных последствий для национальной экономики.
  • 8. В России в 1992-1993 гг. фискальная политика привела к значительному дефициту федерального бюджета.
  • 9. Кейнс был сторонником применения бюджетного дефицита во всех случаях, когда фактический ВНП опускается ниже уровня потенциального ВНП.
  • 10. Технически операция уплаты акцизного налога возлагается на покупателя.
  • 11. Увеличение в два раза акциза на автомобили приведет к более равномерному распределению богатства.
  • 12. К такому же результату приведет и введение 5% налога на продажи.
  • 13. Автоматическая фискальная политика не зависит от решения властей.
  • 14. Пассивный бюджетный дефицит возникает вследствие снижения доходов из-за циклического спада.
  • 15. Применение фискальной политики дает результат через какое-то время.
  • 16. Пособие по безработице не относится к «встроенным» стабилизаторам.
  • 17. Накопленный дефицит становится государственным долгом.
  • 18. Резкое увеличение налогов стимулирует инвестиции.
  • 19. При расширительной фискальной политике возникает или усиливается бюджетный дефицит.
  • 20. При ограничительной фискальной политике бюджетный дефицит снижается.
  • 21. Эмиссия бумажных и кредитных денег - это основной источник государственного бюджета.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Автоматическая фискальная политика Активный бюджетный дефицит Антициклическая фискальная политика Ассигнования Бюджетный дефицит Внешний государственный долг Внутренний государственный долг «Встроенные» стабилизаторы Государственный долг Дискреционная фискальная политика Дотации Косвенные налоги

Кривая Лаффера Налоги

Ограничительная фискальная политика Пассивный бюджетный дефицит Принцип фискального федерализма Прогрессивная система налогообложения Пропорциональная система налогообложения Прямые налоги

Расширительная фискальная политика

Регрессивная система налогообложения

Субвенции

Субсидии

Финансы

Фискальная политика Экономические лаги

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. АстаповичА.З. США: экономика, дефициты, задолженность. М., 2001.
  • 2. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М.:ИСПИ РАН, 2004.
  • 3. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. М., Мысль, 2005.
  • 4. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс-Универс, 2002.
  • 5. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для вузов. М.: ВИТА, 2005, гл.15.
  • 6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1998.
  • 7. Макконнелл К, Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2002. ТЛ.
  • 8. Налоги в развитых странах /Под ред. Русаковой И.Г. М.: Финансы и статистика, 1995.
  • 9. Пилипенко Н.Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития России: Сборник научных трудов, вып. 7. М.: ИНФРА-М, 2008.
  • 10. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 2003.
  • 11. Экономическая и национальная безопасность: Учебник/Под ред. Олейникова Е.А. М.: Экзамен, 2004.
  • 12. Теория переходной экономики: Учебное пособие /Под ред. Николаевой И.П. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  • 1. Эти нелюбимые, эти неизбежные налоги.
  • 2. Пути преодоления бюджетного дефицита в России.

Налогово-бюджетная политика - это воздействие государства на уровень деловой активности по­средством изменения государствен­ных расходов и налогообложения.

Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема про­изводства и занятости, а также на уро­вень цен; она направлена против неже­лательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так и с инфляцией.

Государственный бюджет представляет собой финансовый счет, в котором представле­на сумма доходов и расходов государства за определенный пери­од (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государ­ственных расходов.

Налогово-бюджетный федерализм - разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого на­числяется налог.

На­логовая ставка представляет собой размер налога на единицу обло­жения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвен­ные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Примерами прямых налогов могут служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств го­сударству. Примеры: НДС, налог с продаж, акцизы.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответ­ственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, рег­рессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога.

Регрессивный налог - это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т. е. составляет бульшую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги: при покупке облагаемого акцизом товара (например, черной икры) государство не может установить, а продавец получить с покупа­теля с более высоким уровнем дохода сумму по более высокой ставке налога.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложе­ния.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

Функции налогов:

    Фискальная (попол­нение доходов казны).

    Регулирующая (влияние на структуру экономики и поведение экономических субъектов).

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. В кривой речь идет о подоходном налоге.

Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам.

Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выруч­ку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государ­ственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что бо­лее низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбереже­ниям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производ­ства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, напри­мер, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок при­ведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ста­вок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L. НА ПРАКТИКЕ КРИВАЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ С ТРУДОМ =)))

Снижение налогового бремени не дает крат­косрочного эффекта (в смысле быстрого наполнения доходов госу­дарственного бюджета) и проявляется в полной мере (при прочих равных условиях) лишь в долгосрочном аспекте.

Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Расходы государственного бюджета и его доходы не все­гда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство стал­кивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. пре­вышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Первичный дефицит - это общий дефицит государ­ственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по госу­дарственному долгу.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит - это отрицательная разница между факти­ческими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит - это разность между доходами и расхода­ми государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государствен­ных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит - это разница между фактическим и струк­турным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финан­сирования бюджетного дефицита:

1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования.

2. Займы (внутренние и/или внешние), что принято называть не- эмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита.

Дискреционная и недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика

Дискреционная налогово-бюджетная политика - это сознатель­ное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономи­ческой активности. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расхо­дов, ставок налогообложения, введения новых налогов и т. п.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная по­литика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Дискреционная сдерживающая налого­во-бюджетная политика предполагает снижение государственных рас­ходов и/или рост ставок налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика - это автомати­ческие изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от приня­тия решений правительством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизато­ров, т. е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реаль­ного ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них - пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Налоговый мультипликатор:

m t = ΔY/ΔT = - МРС / (1 - МРС), или – MPC/MPS

Теорема Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же са­мую величину. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, независимо от величины МРС.

Если обратить внимание на Конституцию РФ, то можно сказать, что в нашей стране, как правило, проводится правительством, поскольку это входит в его обязанности. Ее осуществление проходит на различных уровнях.

Государственный бюджет - это форма собираемых с населения и расходуемых на государственные нужды средств, получение которых в основном происходит за счет налогов и сборов с имущества граждан и прибыли предприятий. С помощью данных денежных средств происходит финансирование судов, армии, местного самоуправления и так далее. Это так называемый план государства, который составляется на целый год и имеет такую же силу, как и закон. Он предполагает выполнение трех функций:

1) Стабилизация. Ее предназначение заключается в проведении

2) Перераспределение. То есть доход, получаемый государством, распределяется в интересах всего общества.

3) Аллокация. Задача данной функции в том, чтобы создать финансовую базу для государства по производству общественных благ.

Большую часть бюджета любого государства составляют налоговые сборы с населения. Поэтому бюджетно-налоговая политика является важной составляющей при осуществлении нормального функционирования органов государства. Она включает в себя целую систему методов и правовых норм, связанных с управлением налогообложения. Основными элементами всех являются виды налогов и, конечно же, принципы их начисления. С их помощью происходит финансирование всего государства.

Налоговые льготы - это самый важный инструмент, который содержит бюджетно-налоговая политика. Поскольку именно с их помощью осуществляется воздействие на экономику. Оно играет важную роль, так как государство, таким образом, может осуществлять, например, стимулирование деятельности предприятий, чтоспособствует экономическому росту. А это и является задачей каждого государства.

Налогово-бюджетная политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне). Главные цели налогово-бюджетной политики:

Устойчивый рост национального дохода;

Умеренные темпы инфляции;

Полная занятость населения;

Сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструменты фискальной политики: различные виды налогов и налоговых ставок, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса.

Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов.

Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи.

Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств.

Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.

Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных задач.

Но по сути дела главная задача налогово-бюджетной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

Налогово-бюджетная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов.

В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

Суть дискреционной политики заключается в том, что государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке, тем самым, стимулируя производство ВВП, и таким образом, влияя на занятость населения (рис. 2.1).

Анализируя рис. 2.1 можно сделать вывод, что сокращение государственных расходов приводит к сокращению ВВП и наоборот, увеличение государственных расходов ведет к росту ВВП.

Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом.

Рис. 2.1. Влияние государственных расходов па производство ВВП

Мультипликатор государственных расходов показывает, приращение ВВП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг.

Причем мультипликационный эффект может иметь место как при росте ВВП, так и при его сокращении, когда государственные закупки сокращаются.

Мультипликатор государственных расходов по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. Поэтому формула мультипликатора государственных расходов такая же, как и у мультипликатора инвестиций:

М гос. расх. = 1/1-ПСП,

где ПСП - предельная склонность к потреблению.

Однако в действительности, в реальной жизни, происходит всё далеко не так просто и легко (рис. 2.2).



Рис. 2.2. Увеличение уровня цен под влиянием роста совокупных расходов

Рост государственных расходов обусловит сдвиг СС (совокупного спроса) вправо, в данном случае - на 1000 млрд. ден. ед. Поскольку при этом произойдёт повышение уровня цен, то равновесный уровень реального национального продукта увеличится не на ту же сумму (напр., он увеличится только на 500 млрд. ден. ед).

Повышение цен воздействует на уровень плановых инвестиций, частично компенсируя процессы, порождённые мультипликационным эффектом, в основе которого лежит увеличение объёма государственных закупок и заказов.

Существуют 4 причины, по которым изменение уровня цен влияет на уровень плановых затрат и инвестиций:

1. Реальное потребление ограничивается падением реальной стоимости денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйственных агентов, при повышении уровня цен.

2. Рост уровня, плановых инвестиций сдерживается установлением более высоких процентных ставок при повышении уровня цен.

3. Статьи государственного бюджета, определенные в национальных единицах, будут соответствовать меньшему количеству реально предлагаемых товаров и услуг при повышении уровня цен.

4. Реальное сальдо экспортно-импортных операций сократится, так как цены на товары на внутреннем рынке вырастут по сравнению с зарубежными аналогами.

Таким образом, поскольку повышение уровня цен приводит к сокращению всех видов плановых инвестиций, уровень реального ВВП возрастает на величину, несколько меньшую той, которая определена произведением мультипликатора затрат на увеличение реального объёма государственных закупок и затрат

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство и величину ВВП.

Налоги также оказывают воздействие на совокупный спрос, но это воздействие несколько отличное от воздействия государственных расходов. Как известно, рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объём потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса и ВВП. Но располагаемый доход складывается из 2-х составляющих - потребления и сбережения, следовательно, уменьшение дохода вызывает сокращение как потребления, так и сбережения.

Предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 млрд. ден. ед., который остаётся неизменным при любом уровне ВВП. При ПСП = 3/4 потребление сократится, как известно, не на 20 млрд. ден. ед., а на 15 млрд. ден. ед. и на 5 млрд. ден. ед. сократятся и личные сбережения населения.

Для определения величины сокращения потребления ДП надо умножить сумму налогового приращения ДТ на ПСП:

ДТ = ДТ * ПСП = 20х3/4= 15.

Аналогично умножение суммы увеличения налога ДТ на предельную склонность к сбережению покажет величину уменьшения сбережения налогоплательщиков ДС / ДС = ДТ - ПСС - ДС = 20x1/4 = 5.

Действие налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Однако в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное воздействие на совокупные расходы, налоги оказывают меньшее воздействие, т.к. государственные расходы - это одна из составляющих совокупных расходов, а налоги - фактор, влияющий на одну из переменных потребления. Значит, налоговый мультипликатор оказывает меньшее воздействие на сокращение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего роста налогов, чем рост государственных расходов.

Поэтому налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на ПСП (равному, например - 3/4).

В этом случае М гос. расх. = 4, М налогов = М гос. расх. х ПСП. Поэтому Мналог.=ПСППСС

С уменьшением налогов прямая потребления, инвестиций и государственных расходов (C + i + е) поднимается вверх, и равновесный ВВП увеличивается (рис. 2.3).

Введение дополнительных налогов или увеличение ставок уже существующих приводит к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налогов) налогоплательщиков, что отражается на всей сумме совокупных расходов (они уменьшаются).

Иногда государственное регулирование экономики предполагает одновременное изменение налогов и государственных закупок. И здесь выявляется следующая закономерность: при равном увеличении государственных расходов и налогов прирост равновесного ВВП составит величину, равную приросту государственных расходов. В этом случае мультипликатор так называемого сбалансированного бюджета равен 1.

Рис. 2.3. Влияние налогов на объем ВВП

Таким образом, проводя анализ дискреционной фискальной политики, связанной с государственными расходами и налогами государство может прогнозировать налогово-бюджетную политику в разные периоды экономического цикла.

Рассмотрим недискреционную фискальную политику. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет недискреционную (автоматическую, пассивную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. К ним относят:

1).Изменения налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, но одновременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким.

2). Систему пособий по безработице и социальные выплаты. Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск ВВП. С ростом ВВП доходы населения и предприятий будут расти, ставки налогов также будут увеличиваться, следовательно, будут сдерживать рост ВВП и наоборот (рис. 2.4).

Слева от точки сбалансированного бюджета пониженные налоги (при прогрессивном налогообложении) будут стимулировать развитие производства, справа от точки сбалансированного бюджета повышенные налоги будут сдерживать рост производства (ВВП).

Благодаря действию встроенных стабилизаторов изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.



Рис. 2.4. Встроенная стабильность

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Налогово-бюджетная политика оказывает воздействие не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.

Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники концепции «экономики предложения» считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера (рис. 2.5).

А. Лаффер считал, что, по мере роста ставки налога от 0% до 100%. Налоговые поступления сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность, а, следовательно, сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.



Рис.

где Т - сумма налоговых поступлений, t - ставка налога (в %)

Среди мер налогово-бюджетной политики, ориентированной на предложение, выделяют:

Меры по стимулированию текущего объема производства;

Меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также механизма перевода первых во вторые; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - система мер правительства, направленная на изменение государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета в целях обеспечения полной занятости, стабильного состояния экономики или экономического роста при отсутствии инфляции.

Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются: сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.

Различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций). Схема действия:

и наоборот;

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице. Схема действия:

и наоборот;

4) пособия по бедности.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Методы налогового регулирования:

2. Считается, что увеличения поступлений в госбюджет можно добиться не увеличивая, а снижая ставки налогов.

Кривая Лаффера показывает взаимосвязь между уровнем налоговой ставки и объемом налоговых поступлений.


Рисунок 13.2 - Кривая Лаффера

После точки М объем налоговых поступлений сокращается:

1. Снижается уровень экономической активности.

2. Экономическая деятельность перемещается в теневую экономику.

Превышение доходов над расходами госбюджета образует бюджетный про­фицит (излишек), превышение расходов над доходами обра­зует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих не­стабильность экономики, снижение эффективности произ­водства.

В настоящее время практически все развитые страны имеют дефицит госбюджета и существенный государственный долг.

Механизм покрытия дефицита госбюджета и формы существования государственного долга:

1. Эмиссионное покрытие: выпуск государством необеспеченных денежных средств для покрытия государственных расходов.

Последствия:

Раскручивается инфляция;

Обесценивается старый государственный долг, не возникает новый;

Государство получает так называемый инфляционный налог, который возниает в результате того, что увеличиваются номинальные доходы людей, они попадают в другую доходную группу, с более высоким подоходным налогом, их реальный доход может не меняться или даже сокращаться, а реальный налог - увеличиваться;

Реальные расходы государства, напротив, сокращаются, так как в бюджете не предусматривается их индексирование;

В долговременном периоде инфляция подрывает доходную базу бюджета (сокращение производства, сокращение доходов) и весь бюджетный процесс.

2. Внутренние госзаймы - внутренний государственный долг.

а) долгое время в России (советское время - первая половина 1990х годов) применялись займы нерыночного размещения, по которым государство уплачивало процент по льготной ставке. Это - займы у Центрального банка России, Сбербанка, Госстраха; облигации 1990-91гг.; целевые чеки и вклады; казначейские обязательства. Этот способ финансирования дефицита государственного бюджета подобен эмиссионному и также ведет к инфляции, обесценивает старые долги.

б) займы рыночного размещения: золотые сертификаты, ГКО, облигации внутреннего валютного займа (долги Внешторгбанка), сберегательный заем.
Результат - увеличение внутреннего долга, затрат по его обслуживанию.

3. Внешние займы - внешний государственный долг. При этом следует учесть, что расходы на погашение долга кредиторам-резидентам остаются частью национальных финансовых ресурсов. Расходы на погашение долга кредиторам-нерезидентам являются чистым вычетом из на-циональных финансовых ресурсов.

Разрушительные последствия дефицита государственного бюджета и государственного долга:

1. Инфляция.

2. "Эффект вытеснения", суть которого заключается в вытеснении частных инвестиций государственными расходами: государство делает займы на финансовом рынке, взвинчивает процентную ставку. В результате снижается уровень частных инвестиций и совокупного предложения, растет инфляция.

3. За сегодняшние долги приходится рассчитываться будущим поколени-ям.

4. Автоматический рост государственного долга:

Доводы в пользу того, что дефицит и государственный долг не являются острой экономической проблемой:

1. При применении неинфляционных методов финансирования дефицита можно избежать высокой инфляции.

2. Если государственные расходы представляют собой капиталовложения, то это увеличивает производственный потенциал и доходы будущего бюджета. Будущие поколения получают более сильную экономику, бремя государственного долга не является для них тяжелым.

3. Расходы государства оказывают стимулирующее воздействие на частный сектор, "эффект вытеснения" незначителен.

4. Автоматический рост государственного долга можно предотвратить, включив в законодательство предельные нормы роста дефицита и государственного долга, устанавливая и соблюдая соответствующие процедуры.

Таким образом, дефицитное финансирование экономики и рост государственного долга опасны тогда, когда государственные расходы идут на текущее потребление, есть утечки капитала из страны. Речь должна идти не о количественных показателях, а об изменении самого характера бюджетных расходов.

4. Доходы населения: сущность, виды и принципы распределения. Дифференциация доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производ­стве, произведенных домашним хозяйством или какой-либо дру­гой деятельностью за определенный промежуток времени.

Доходы населения подразделяются на денежные, натураль­ные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельно­сти, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собствен­ности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходов от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают продукцию, произведен­ную домашними хозяйствами для собственного потребления, а также полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы - общее количество денег, которое получено за определенный период времени; характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рисунок 13.3).

Рисунок 13.3 - Структура номинального дохода

Располагаемый доход представляет только ту часть номи­нального дохода, которая может быть использована непосред­ственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбе­режения, т.е. располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы, налоги, обязательные платежи (отчисле­ния с оплаты труда).

Реальный доход отражает покупательную способность на­шего денежного дохода, представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода време­ни (т.е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Причины, вызывающие неравенство доходов:

1) различие в индивидуальных способностях. Люди - разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют раз­личную предрасположенность людей к эффективному вы­полнению тех или иных видов работ;

2) различия в квалификации и опыте;

3) различия в готовности и способности работать в особых условиях;

4) различия в собственности. В последние годы заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами.

Дифференциация доходов населения - реально существу­ющие различия в уровне дохода населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. Общество с рациональной и относительно равномерной дифференциацией доходов наиболее стабильно за счет много­численного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. Общество с резкой диф­ференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствием силь­ных стимулов к профессиональному росту, значительной криминогенностью социальных отношений.

Для количественной оценки дифференциации доходов при­меняют различные показатели:

Модальный доход, т. е. уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;

Медианный доход – показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая половина – выше;

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (Кd), характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10 % самого богатого населения превышают максимальные доходы 10 % наименее обеспеченного населения;

Коэффициент фондов (Кл), определяемый как соотношение между средними доходами населения в десятой и первой децильной группах;

Коэффициент концентрации доходов Джини (K L), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения.

Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Для графической иллюстрации степени неравномерности в распределении доходов строится кривая Лоренца (рисунок 13.4), которая показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией, обозначающей идеальное равенство, и кривой Лоренца. Неравномерное распределение характеризуется кривой Ло­ренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов.

Рисунок 13.4 – Кривая Лоренца

По методологии ООН критический предел дифференциации доходов составляет 0,41–0,42 по индексу Джини. Соответственно пороговым показателем будет 0,35–0,37, а наиболее оптимальным – 0,25–0,26. Оптимальные значения для основных социально-экономических индикаторов: разрыв в денежных доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных слоев населения не должен превышать 12 раз.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов насе­ления, важны для анализа различных социально-экономиче­ских процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, они используются при составлении госу­дарственных программ социально-экономического развития.

Похожие публикации